Хотелось бы написать о вышедшем недавно в прокат художественном фильме «Завод», затрагивающем тему социальных конфликтов. Отечественное кино редко балует зрителя картинами, которые затрагивают острые социальные темы. Обычно, если и поднимаются такие темы, по которым в обществе нет единого мнения, то это темы исторические, например, по случаю столетний годовщины Октябрьской Революции отечественное кино буквально прорвало в промышленных масштабах многосерийными фильмами на (контр)революционную тематику. Об одном из таких произведений, сериале "Троцкий", мы писали. А вот фильмы, затрагивающие современность, действительно являются редкостью. И видимо под гнётом рыночных отношений и цензуры в кино прорываются с необходимостью, так как культура не может отражать только то, что выгодно господствующему классу, неминуемо должны появляться и произведения искусства, показывающие нелёгкую долю угнетённых, их быт, страдания, размышления и главное – их борьбу.
Но за редким исключением такие произведения показывают нам не больше чем, например, противостояние «маленького человека» и государства. «Маленький человек» в таких фильмах получается крайне подробным в деталях, но в тоже время предстаёт как висящий в воздухе, оторванный от общества, как будто бы не принадлежащий ни к одному из борющихся классов. А разве такое возможно? Нам, марксистам, редко нравятся такие фильмы, мы не видим в них конкретики, не видим явной борьбы, а если и видим борьбу – не видим её оснований.
Но 9-го февраля в прокат вышел фильм Юрия Быкова «Завод» - и это тот редкий случай в современном кино, когда фильм затрагивает тему социальных конфликтов не по абстрактной линии "маленький человек –государство", а по линии противостояния классов – пролетариата и буржуазии. Из отечественного кино кроме «Завода» вспоминается только «За Маркса» Светланы Басковой, где линия конфликта проходила так же между представителями рабочего класса и буржуазии. Нет смысла пересказывать сценарий и писать что-то вроде: «режиссёр/сценарист хотел сказать…» Нет никакой разницы кто и что хотел сказать. На материальном экране мы видим материальные действия, которые были запечатлены на материальных носителях информации – и ничего идеального или духовного. Идеальные образы создаём уже мы сами, когда смотрим кино – и вот то, что действительно может быть интересно для нас.
Что мы видим в этом фильме? К чему он нас толкает? Тут не будет единого ответа. Какие-то буржуазные обыватели, посмотрев этот фильм, скажут, что нет смысла бороться и победить нельзя, иные, посмотрев этот фильм, выдадут стандартное: «У нас всё плохо, пора валить» - Ну а какой-нибудь революционно настроенный романтик скажет, что надо бороться любыми способами и не важно, что победа несбыточна. Сознание каждого отразит этот фильм в соответствии с тем как это сознание было определенно положением в обществе и производстве, воспитанием, общением, художественным вкусом, степенью критичности мышления и прочим. Короче – каждый увидит своё.
Ну а что тут может сказать марксист? Во-первых - сам факт того, что на российских экранах появляются такие фильмы, как «За Маркса» и «Завод» свидетельствуют о том, что буржуазия не может замолчать тему революционного противостояния рабочего класса и буржуазии. Антинародные реформы, кризис, богатство единиц на фоне обнищания абсолютного большинства и всё это при сопровождении массы трудовых конфликтов с необходимостью вырывается из среды базиса (средств производства и производственных отношений) в надстройку (культуру в широком смысле этого слова). И даже культурная гегемония господствующего класса не позволяет замолчать эту тему. Во-вторых - фильм правдив, классовая ненависть не всегда выливается в забастовки, революционную рабочую партию, митинги и революцию. Классовая борьба ведётся во всех плоскостях, во всём многообразии форм. Но не все формы борьбы результативны, один человек или горстка людей мало что могут изменить. Сила рабочего класса в единстве, в организованной и последовательной борьбе за свои экономические и политические права. Потому, пользуясь случаем, мы ещё раз призываем вступать в ряды Революционной Рабочей партии, вести организованную и коллективную борьбу за свои права.
Константин Винокур
#кино #Завод #Быков #За_Маркса #рабочий_класс #борьба #искусство #рецензия #революция


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев