Одним из важных вопросов, стоящих перед марксистами, является женский вопрос, вопрос неравенства женщины и мужчины в рабочем классе. Многие представительницы фем-движений ставят вопрос неверно, скатываясь в борьбу с проявлениями этого неравенства разной степени тяжести: от проституции до бытового сексизма, не понимая, либо не желая понимать, в чем кроется причина возникновения неравенства между мужчинами и женщинами, и как остальные, симптоматические, явления из нее вытекают. Представители левых идей зачастую уходят в крайности в своем отношении к женскому вопросу: он либо просто игнорируется, либо ставится вперед классового. В данной статье разберем причины возникновения угнетения по половому признаку, а также способы борьбы с ним.
Корни возникновения неравенства уходят в древние времена и связаны с правом наследования. Изначально, половые отношения никак не регулировались. Принадлежность к роду и право наследования имущества определялись по матери, поскольку установить отцовство было невозможно, в отличии от материнства. Поскольку неизвестно, кто отец детей, имущество переходило к родственникам матери, а дети причислялись к ее роду. С течением времени накладывались различные ограничения, сначала на половые отношения между родителями и детьми, затем между братьями и сестрами, после – между более дальними родственниками, например, двоюродными братьями и сестрами. Постепенно люди пришли к парному виду семьи, когда женщина и мужчина были партнерами только одного человека, но при этом могли спокойно расторгнуть брак. Однако четко установить отцовство все ещё не было возможно, поэтому имущество все так же переходило к роду жены по материнскому праву. По мере развития хозяйства и перехода от собирательства к производительному способу, такому как земледелию и скотоводству, встал вопрос об иной форме наследования, поскольку появились более развитые формы имущества, и отцы были заинтересованы в том, чтобы нажитое переходило по наследству их детям, а не родственникам жены, как это было при материнском праве, когда неизвестно, от этого ли человека дети или нет. В результате этого постепенно возникла моногамная семья, и именно с этого началось закрепощение женщин и неравенство их с мужчинами.
Главное отличие моногамной семьи от парной заключается в том, что в отличии от своей предшественницы, в новой форме отношений женщина не имела права уйти от мужчины. Это позволяло точно определить, кто отец ребёнка, поскольку иных партнеров у женщины быть не могло, что в свою очередь образовало отцовское право, по которому имущество переходит к детям одного определенного мужчины. Наследниками были потомки мужского пола, так как женщина уходила в семью другого мужчины, и соответственно имущество бы перешло к другой семье.
При этой форме женщины окончательно отстранились от производства и ведения хозяйства – все дела вел отец, в то время как женщины, дабы не было измен и неверности супругу, занимались лишь домашними делами, растили детей и находились в доме все время. Новое право наследования и неучастие в экономической жизни породили дальнейшее экономическое неравенство, которое не преодолено до сих пор.
Время шло, менялись экономические формации: на смену рабовладельческому строю пришёл феодализм, а его сменил капитализм. Развитие средств производства сопровождалось увеличением массы пролетариата и, вместе с тем, снижением требований к рабочему. Рабочий все больше и больше превращался в простой придаток к станку, а заработная плата все больше и больше снижалась. Вместе с прогрессом техники, появляется возможность поставить к станку более слабых физически представителей рабочих - сначала женщин, затем подростков и детей. В силу условий жизни, рабочая сила женщины была дешевле, и за равный труд женщине полагалась меньшая заработная плата, нежели мужчине. Это также укрепляло пережитки прошлого в отношении женщин. Низкая оплата труда женщин становится, в числе прочего, экономическим основанием проституции пролетарок.
Буржуазия учитывает и биологические особенности: женщины беременеют и рожают детей, и какое-то время не могут работать, в то время как капиталистам не выгодно какое-либо уменьшение их прибыли ввиду снижения производства. Поэтому, чтобы прибыль в будущем не уменьшалась, женщинам платят меньше за ту же работу, соответственно, прибавочная стоимость от них больше.
Из такого положения вытекает уже упомянутая проституция, поскольку женщина имеет два выхода: работать за гроши, едва поддерживая свое существование, или же получать больше денег, но при этом заниматься унизительной торговлей своим телом.
Кроме того, работницы, помимо собственно работы на фабрике, вынуждены нести груз домашних забот - уборка, готовка еды, стирка, уход за детьми. Вся эта работа традиционно ложится на плечи пролетарки, и идиотизм индивидуального домашнего быта составляет немалую часть угнетения женщин.
Таково положение женщин в стане пролетариата. В лагере буржуазии женщины также целиком подчиняются аппетитам капитала - магнаты капитала заключают выгодные “партии”, отдавая дочерей партнерам по бизнесу в интересах концентрации капитала. Используя женщин как товар, буржуазия заключает династические браки ради барышей. Отсюда понятно, что брак является не более чем формой проституции.
Так, пока в буржуазном классе отцы торгуют дочерьми, скрыто их проституируя, в классе пролетариата цветет проституция открытая, проституция в интересах выживания, дополняемая вынужденной бессемейственностью пролетариев.
Несмотря на то, что положение женщин на текущий момент существенно улучшилось по сравнению с прошлым, равенство между женщинами и мужчинами все ещё не достигнуто. Формально декларируется равноправие, но фактически все еще существует неравная оплата труда и вытекающие из нее последствия. Часты случаи, когда женщина не может найти работу, поскольку ее никуда не берут вне зависимости от наличия образования по профессии, мотивируя это либо тем, что женщина обязательно уйдет в декрет, а им нужен постоянный сотрудник, либо тем, что им нужны молодые сотрудницы, в зависимости от вида деятельности. Из-за этого вышеупомянутое последствие экономического неравенства – проституция – растет. Также по сей день в России существует список запрещенных для женщин профессий, и хоть он несколько сократился не так давно, его не упразднили. Его существование объясняют тем, что данные профессии представляют риск для здоровья женщин, не упоминая при этом, что для здоровья мужчин профессии в этом списке тоже вредны. Стоит заметить, что многие из этих профессий оплачиваются выше по сравнению с другими. Так, женщинам запрещено быть работницами на некоторых видах вредного производства, зато на этом же производстве они могут быть уборщицами. Данное явление – пример экономии капиталистов на сотрудниках, ведь помимо того, что у рабочих на этом производстве зарплата выше, им предоставляют меры защиты, в то время как уборщицам – нет.
Из экономических факторов вытекают проявления неравенства бытового характера. Например, когда девушкам с детства говорят, что главное для них – удачно выйти замуж, а не учиться и работать, ведь существует неравная оплата труда и большие трудности при приеме на работу, и пролетаркам труднее обеспечить свое существование, нежели пролетариям, они являются наиболее незащищенной частью рабочего класса.
Так, проявления неравенства мужчин и женщин возникают не из-за самих себя и не из-за того, что мужчины или мифический “патриархат” хотят загнобить женщин. Неравенство полов прямо вытекает из угнетенного положения рабочего класса. Чтобы повести решительную борьбу против угнетенного положения женщин, необходимо нанести удар по экономической закрепощенности всех рабочих и, отдельно, по закрепощенности женщин домашним бытом. Первые решительные удары по частной собственности позволят уравнять женщин и мужчин в оплате труда. Также, в первые задачи рабочей власти войдет разрушение закрепощающего домашнего быта. Развитие широкой сети общественного питания, общественных прачечных, распространение бесплатных яслей и детских садов - все эти меры позволят в значительной степени снять с плеч работницы тяжесть домашнего быта, и позволят пролетарке наравне с пролетарием принять участие в революционном историческом творчестве.
Это то, что способна сделать рабочая власть в интересах женщины практически сразу. Полное же равенство полов достигается с отмиранием государства и достижением социализма, а затем и коммунизма.
Амелия Циглер


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев