С великой печалью нам стало известно о смерти Танвира Гондала, который писал под псевдонимом Лал Хан. Он был автором десятков книг и документов на темы начиная с марксистской философии диалектического материализма, до анализа и комментариев о политике индийского субконтинента. Танвир был организатором и политическим редактором Пакистанской социалистической газеты Борьба и её родственного издания Азиатский марксистский обозреватель.
Мы выражаем наши искренние соболезнования его друзьям, товарищам и семье в Пакистане, с точным осознанием того, что он оставил такое богатое писательское наследие, что его политическая работа продолжится и после него. Мы публикуем здесь два персональных комментария от товарищей, которые хорошо его знали, первый от Андреаса Було из датской социалистической газеты и веб-сайта Socialisten и второй от Грега Оксли, редактора французской марксисткой газеты La Riposte.
Андреас Було пишет:
С великой печалью мы получили новости о смерти Танвира Гондала (также известного под псевдонимом Лал Хан).Танвир был близким другом Социалистической Ассоциации и был одним из важнейших Пакистанских толкователей марксизма, автором ряда книг об Азии и человеком, обучившим несколько поколений революционеров.
Я впервые встретил Танвира в 2003 на Марксистком летнем съезде в Барселоне, Испания. Тогда мне было всего лишь восемнадцать лет, но наша дружба продлилась до его безвременной кончины, сегодня, 21 февраля 2020 года.
Танвир родился в Бауне, Пакистан в 1956 году. Это было спустя несколько лет после кровавых репрессий в Пакистане и Индии, тема, которую он неоднократно затрагивает в своих работах. В девятнадцать лет Танвир начинает изучать медицину в Ништарском медицинском университете в Мултане. Здесь он начал становиться активным в студенческой политике и в 1978 он стал председателем студенческого совета как контр-кандидат реакционным фундаменталистам.
Арестован в правление генерала Зия-уль-Хак
По тем же причинам в последующий год он был арестован военной диктатурой Зия-уль-Хака. После освобождения он был вынужден перебраться в другой университет в Равалпинди, но, в связи с его продолжающемся активизмом, он был в розыске и был отдан приказ о его казни. Он смог сбежать в Амстердам в Нидерландах в мае 1980. Здесь он завершил своё образование доктора. Но, как он однажды мне объяснил, он «просто отказался от всех ран человеческих и посвятил себя всем ранам общества».
В Амстердаме, Танвир вошёл в контакт с южно-африканским марксистом Тедом Грантом (который жил в Лондоне). Тед был в то время лидером троцкистской организации Милитант, которая получила значительную поддержку марксистских идей в Лейбористской Партии Британии. Танвир организовал в Амстердаме группу ссыльных под названием Борьба и он оставался в ссылке до 1988.
Танвир вернулся в Пакистан и начал строить марксистское движение. Вместо создания новой партии, он решил сфокусироваться на долгосрочной работе с НПП, Народной Партии Пакистана, которая была основана в 1967 но получила массовую поддержку в результате революции 1968 года и была связана с традицией Зульфикара Али Бхутто (пакистанский левый премьер министр- популист свергнутый государственным переворотом в 1977 и позже казнённый). Это не значило, что он и его товарищи дали политические уступки левым популистам, но это значило, что они понимали, что массы ориентируются на эту партию, не в последнюю очередь как защиту против фундаментализма.
Ключевая роль в противостоянии фундаменталистам
Их анализ подтвердился когда миллионы вышли на улицу в знак протеста против убийства дочери Бхутто – Беназир – в декабре 2007.
Из весьма маленькой группы ссыльных в 1980-х, Борьба выросла до 2000 членов в Пакистане в середине 2000-х, публикуя газеты на многих языках, включая англоязычный журнал (Азиатский марксистский обозреватель), печатавшийся в Индии.
Танвир написал несколько книг: про революцию 1968 в Пакистане, про разделение Пакистана и Индии, и про Афганистан. В Кашмире его организация смогла объединить студентов для боев вдоль разделяющей линии между Пакистаном и подконтрольными Индии регионами. В зонах, где фундаменталисты были сильны, как в Вазиристане, его организация сыграла ключевую роль в противостоянии им, что привело к избранию марксиста Али Вазира в национальный парламент, несмотря на массовые подтасовки на выборах.
Объединённые рабочие выходят на демонстрацию каждый Первомай
Изумительным является то, что эта организация – и работа Танвира в целом – развилась в стране с крайне суровыми условиями, с 55 миллионами людей, живущими за чертой бедности, с Талибаном и фундаменталистами тесно связанными с госаппаратом и регулярно терроризирующими гражданское население. Это страна, ещё сильнее разделённая многими нацменьшинствами, каждое со своим языком. Тем не менее, товарищам из The Struggle (Борьба) удаётся каждый Первомай организовывать рабочие демонстрации, включая рабочих всех национальностей и языков, в единое шествие в десятках городов, малых и больших, по всему Пакистану.
Лично я встречался с Танвиром много раз, так как он продолжал путешествовать и никогда не имел узко-национальных планов на будущее. В 2010 он отправился в Венесуэлу, где я тогда жил, и всего в течении чуть больше двух недель я был одним из его принимающих гостей. Мы обходили и посещали занятые рабочими фабрики и принимали участие в демонстрациях на улицах Каракаса.
Одна из вещей, больше всего меня поразивших в его визите, это как хорошо он понимал политическую ситуацию в Венесуэле, несмотря на то, что он ни слова не знал по-испански. Но как он мне сказал, «все неразвитые страны чуть друг на друга похожи» и отмечал мне некоторые сходства между Пакистаном и Венесуэлой. Для Танвира капитализм был причиной технологической отсталости этих стран – и единственным спасением была перманентная революция в которой находилось решение национально-демократических задач вместе с задачами социалистическими.
В июне 2017 Танвир посетил нас в Дании, чтобы встретиться с нашими товарищами, которые организуют себя вокруг сайта Socialisten.
Обширное знание многих межнациональных проблем
Мы также провели общественное собрание в Копенгагене, где задавались хорошие вопросы и завязывались дискуссии с участниками. Несмотря на то, что название собрания было «Бой против фундаментализма», дебаты затронули Ливан, Палестину и Афганистан, показавшие обширные знания Танвира. Позже он посетил международный комитет «Единого списка» (т.е. красно-зелёной коалиции коалиция, которая имеет своих депутатов в датском парламенте) и проинформировал их о ситуации в Пакистане.
Но уже в то время Танвир был болен. Медленно, но верно, рак начал распространяться по его телу. Химиотерапия не смогла сдержать болезнь. Несмотря на то, что он всё больше ослабевал, он не оставил политическую деятельность, был регулярным участником на собраниях и всё время держал связь с товарищами. Товарищ Танвир, покойся с миром. Мы обещаем продолжить бой против несправедливости, голода, и мучений – бой против капитализма и за социализм.
Копенгаген, 21.02.2020
Грег Оксли пишет:
Сегодня, 21 февраля 2020-го года, мой друг и товарищ, пакистанский революционер Лал Хан, скончался после многомесячной борьбы с ужасной болезнью. Лал Хан, известный мне с лет нашей юности как Танвир Гондал, был выдающимся теоретиком марксизма. Я встретил его впервые в 1980, когда я посещал группу революционеров-единомышленников в Голландии, где он жил как политический беженец. Он организовал группу активистов вокруг революционного журнала, The Struggle. Коль скоро Танвир смог вернуться в Пакистан из ссылки, что продлилась до конца 1980-ых, он начал тяжёлую работу по созданию марксистских сил в Пакистане. Вместе с Тедом Грантом (1913-2006) я не знаю человека, внёсшего больший вклад в теоретическую и практическую основу современной борьбы за эмансипацию рабочего класса.
Яркий, вдохновляющий и выразительный оратор
Танвир не был кабинетным теоретиком. В свою молодость он познал тюрьму и пытки во время диктатуры Зия-уль-Хака. В последующие годы в его опыте активного участника классовой борьбы укоренились острота его политической мысли и анализа. Он был ярким, воодушевляющим и выразительным оратором.
Несмотря на чрезвычайно сложные и опасные обстоятельства, не имея ничего, кроме идей и непоколебимой самоотдачи цели революции, он вместе с товарищами, которых увлёк своим делом, успешно построил очень впечатляющую организацию революционных активистов, поддерживаемую десятками тысяч рабочих и молодёжи по всей стране. В 2013, мне удалось посетить Пакистан и увидеть некоторые из этих замечательных достижений.
Угнетение национальных меньшинств
Объективные обстоятельства не оставили Танвиру места для теоретического самодовольства. В своих работах он смело брался за проблемы поднятые империалистическим господством, угнетением нацменьшинств, племенными отношениями, и сложностью общества в котором производительная техника и социальные классы, связанные с современным капитализмом, существуют среди самой ужасной социальной, экономической и культурной отсталости. В течении своей жизни, Танвир старался выработать революционную социалистическую и непримиримо интернациональную политику, способную объединять весь рабочий народ Пакистана не смотря на их язык, национальность или религию, в общую борьбу с капиталистической эксплуатацией, против нищеты и против угнетения любых форм. Эта работа должна, и будет продолжена после его смерти. Его идеи и его вклад в марксистскую теорию заслуживают быть более известной среди политически активных рабочих в Европе и по всему миру.
Незабываемый друг и товарищ
Как человек, Танвир был красив и вежлив. По манере он был учтивым, сердечным и чувственным. Он любил музыку, литературу и поэзию. Для меня он был и всегда будет незабываемым другом и товарищем. Я выражаю мои сердечные соболезнования его жене Садаф, и его сыну Шеру Заману, и его дочери Сехар, и всей его семье. Хотя смерть Лал Хана – великая потеря для всех его товарищей, борьба, которой он посвятил жизнь, будет жить. http://www.left-horizons.co.uk/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев