Рис. 4- 3. Индексы внутренних затрат в постоянных ценах на исследования и разработки в России, 1990=100
На околонаучном языке финансиста Д. Чернышенко, если желаешь результативность как в советской науке, то плати ей не по 1,2 трлн руб., а не менее 2 трлн руб. ежегодно. И чиновник вполне мог бы объяснить куда делись минимально недостающие 0,8 трлн руб. за прошлый год. В целом же за 1991-2021 гг. финансовые недовложения в российскую науку составили более 54 трлн руб. Для ориентира масштаба финансовых изъятий из роснауки: совокупная стоимость всех минеральных и энергетических ресурсов России (нефть, газ, золото, медь, железная руда, уголь энергетический и бурый, алмазы) на начало 2018 г. оценивалась Минприроды РФ в 55,2 трлн руб. На этом фоне хвастаться 1,2 трлн в 2023 г. как-то не вполне безопасно, и финансово-экономически, и ресурсно-энергетически.
Но может быть и не нужна в РФ просоветская наука с ее забвенной результативностью? Ведь реформа небезопасно отменяла в РФ именно советскую науку и копировала прозападную. Тогда чиновник мог бы пояснить безопасное место науки РФ в мире с ее 1,2 трлн руб. А оно по финзатратам таково (без обсуждения результатов):
1. В начале 2020-х РФ входила в десятку ведущих государств по величине затрат на науку по паритету покупательной способности. В 2021 г. эти затраты в РФ составили 48 млрд $, в США - 721 млрд $, в Китае - 584 млрд $, в Германии – 144 млрд $, в Корее – 113 млрд $, во Франции – 75 млрд $, в Индии – 58 млрд $, в Великобритании – 56 млрд $, в Тайване (Китай) – 48 млрд $. Наука РСФСР из далекого 1990 г., занимала бы 5 место в 2021 г. с ~80 млрд. $, но потерпела крах и реформирование.
2. По доле в ВВП внутренних затрат на исследования и разработки в 2020 году РФ с 1,09% (см. Рис. 4- 1) находилась на 35 месте в мире (примерно, как в Турции и Литве). В США в 2020 г. этот показатель составлял 3,4%, в Германии – 3,1%, в Израиле – 5,4%. В 2021 г. РФ переместилась на 41 место (0,99%). В 1990 г. на науку еще затрачивалось не менее 2% ВВП и по этому показателю РСФСР занимала бы девятнадцатое место в 2021 г. и без реформ.
Не будем придираться – не смог эффективный чиновник в такой короткой реплике на совещании быстро ввести меру своей приятной финцифре в 1,2 трлн руб. Много это или мало по сравнению с прошлым в РСФСР или настоящим РФ в общемировом контексте - официальная статистика доступно все для всех показывает (да, об этом можно умолчать, но не соврать). После успешно проведенных над роснаукой опытов и продолжающихся реформ это ни много и не мало – в самый раз. Чуть лучше реформировали или чуть хуже – вряд ли к другому бы пришли. Кто-то посчитает, что докатились, кто-то понадеется, что все впереди.
Отдадим должное финансисту роснауки Д.Чернышенко, который метко напомнил президенту поручение для чего нужна наука в РФ, и почему для ее безопасности вполне хватит и правительственных 1,2 трлн руб. Это же не советская и не зарубежная наука, сравнения неуместны. После рыночных реформ в роснауке теперь почти все делается по госпрограмме, там же и цель прописана для интересующихся. Во внутренних затратах на рыночную науку РФ доля госсредств достигает 70%, а на желанные издревле иностранные инвестиции приходится около 2% (в 2021 г. – 67,5 и 1,9% соответственно). Для сравнения: в США и Китае доля госсредств в финансировании науки в 2021 г составляла около 20%, в Германии и Франции – около 30%, в Японии и Тайване – около 16% (остальное в основном – предпринимательский сектор). Слаб отечественный предприниматель, не тянет науку. Не знает и не думает о ней. Всемогущее правительство все околонаучное вынуждено решает само, продолжает реформирование строго по госпрограмме и «по Вашему поручению».
Действующая госпрограмма научно-технологического развития РФ (пост. Правительства от 29 марта 2019 года №377) направлена как утверждено «на получение следующих значимых эффектов к 2030 году»:
Эффект-2030 № 1: «в мировом рейтинге по объему научных исследований и разработок Российская Федерация достигнет 7 места»;
В 2021 г. у РФ было десятое место с 1,3 трлн руб. Если расходы на британских и индийских ученых и цена рубля не изменятся, то РФ по ежегодному объему научных исследований необходимо к 2030 г. вырасти на 21% до 1,6 трлн руб. Странный главный эффект науки РФ – занять седьмое место в страновом рейтинге – вполне достижим (Тайвань можно приписать к Китаю). Это точно не «отмена науки» в РФ, но неточно, что «наука в безопасности». Эффект от программы по этому показателю должен быть таков, что по объему научных исследований РФ в 2030 г. должна наконец достигнуть уровня РСФСР хотя бы кризисного 1991 года. Осторожно, правительство! Небезопасная отмена советской науки может жахнуть вновь и по отреформированной российской.
Эффект-2030 № 2: «доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2030 году составит 1,64 процента»;
В эффектах госпрограммы эти 1,64 процента означают для науки РФ перемещение в страновом рейтинге 2021 г. с 41 места (не отстать от Египта) на 24 (догнать Португалию). Даже РСФСР с ее 2,03 процентами расходов на науку от ВВП в кризисном 1990 г. правительству РФ к 2030 г. по госпрограмме догонять не нужно – не тот эффект, небезопасная наука тогда была, сама развалилась.
Эффект-2030 № 3: «отношение объема средств из внебюджетных источников к объему бюджетных средств, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, возрастет до 75 процентов»;
Этот показатель эффекта госпрограммы инновационный и весьма эффектный. Во всем научном мире обычно наблюдают за долей госсредств в структуре общих внутренних затрат стран на исследования и разработки (см. оценки выше). В РФ же нацелились на 75%-ное соотношение бюджетных и предпринимательских вложений, которые в сумме всегда 100%. Теперь неважно сколько будет затрачено на роснауку в 2030 г. – главное, чтобы предпринимательских средств было на четверть меньше бюджетных. Достаточно, чтобы предприниматели затратили на роснауку 75 копеек, тогда всемогущее правительство выделит еще 1 рубль. А хватит ли 1 руб. 75 коп. роснауке - это не важно, госпрогаммный 75%-ный эффект будет достигнут. Для иллюстрации: в РФ это госцелевое соотношение предпринимательских к бюджетным затратам в 2000 г. превышало 82%, т.к. низкое госфинансирование было сравнимо с предпринимательским, при этом суммарные затраты на науку составляли менее трети от дореформенных (см. Рис. 4- 3).
Эффект-2030 № 4: «объем экспорта технологий и услуг технологического характера превысит объем их импорта, к 2030 году соотношение этих показателей достигнет 1,15»;
За 2010-2020 г. российское сальдо за технологии было отрицательным и в среднем ежегодно составляло (-)1,22 млрд долл., а соотношение объема экспорта к импорту было 0,51 (в 2020 г. был лучший результат по сальдо (-)0,28 млрд долл. и соотношению 0,92). Без учета абсолютного уровня объема экспорта и импорта технологий этот российско-программный показатель мало что показывает правительству и президенту. Например, в 2017 г. соотношение объемов экспорта технологий к импорту составляло в Нидерландах 1,12, при уровне экспорта в 56,3 млрд долл. В РФ в этом же году объем экспорта технологий был в 47 раз меньше нидерландского. Для достижения госпрограммного соотношения экспорта к импорту в 1,15 раз достаточно в РФ не наращивать экспорт, а снизить импорт – например, с 4,9 млрд долл. в 2020 г. до 3,9 млрд. долл. в 2030 г. В условиях подсанкционного импортозамещения это вполне посильная задача для «всемогущего правительства». На российскую науку это мало повлияет, она действительно останется в безопасности от перманентных реформ по этому эффекту госпрограммы – 1,15. Достаточно в 2030 г. отправить на экспорт технологий хотя бы на 1 руб. 15 копеек, а закупить не более, чем на 99 копеек.
Эффект-2030 № 5: «доля молодых специалистов (в возрасте до 39 лет) в общей численности российских исследователей увеличится до 50 процентов».
Доля исследователей, кому в 2021 г. было до 40 лет, составляла 44% (в 2000 г. – 26%, в 2006 г. – 30, в 2013 г. – 40%).
К 1999 г. по сравнению с 1991 г. численность научных работников в РФ уменьшилась в 2,6 раза, затем последовала ниспадающая стабилизация на уровне начала 1960-х. Динамика этой численности приведена на Рис. 4-4. Средний возраст исследователей в 2021 г. составлял 46 лет (в 1995 г. – 45 лет, в 2000 г.- 49 лет, в 2010 г. – 48 лет, в 2015 г. – 47 лет).
Нет комментариев