Говорят, что была сплошная уравниловка, не было возможности хорошо заработать, купить квартиру или машину, выехать за рубеж. Человеку непосвящённому может показаться, что люди в те годы влачили жалкое нищенское существование. Но так ли это было на самом деле?
Если сравнить среднестатистического жителя нынешней «капиталистической и демократической» России и того же среднестатистического гражданина Советского Союза, то сравнение явно не в пользу первого. Вот как описывает жизнь молодого специалиста 1960-х годов одна из нынешних пенсионерок:
«Жизнь в те годы была разнообразна и многогранна. Кому-то она была по душе, а кому-то не очень.
Для абитуриентов, поступающих в Вузы и техникумы, в то время были установлены определённые льготы. Например, для тех, кто отслужил в армии или имел стаж работы не менее двух лет.
После восьмого класса я устроилась на работу на судоремонтный завод в конструкторское бюро копировщицей, а по вечерам доучивалась в школе. Те, кто учился и работал, должны были оканчивать не десять, а одиннадцать классов. Для вечерних школ существовала собственная программа обучения, предусматривающая профессиональную ориентацию и более глубокое изучение естественных наук.
При пароходстве был открыт филиал приёмной комиссии института инженеров морского флота. Окончив школу и отработав к тому времени три года, я сдала экзамены в этом филиале и поехала на учёбу в институт.
Таких, как я студентов называли «направленцами», то есть поступившими по направлению предприятия. Мы получали стипендию от своего родного завода. По тем временам это была довольно приличная сумма – сорок рублей в месяц.
По окончанию института «направленцы» должны были отработать на предприятии не менее двух лет. Таким образом, уже к двадцати пяти годам государство получало профессионала со стажем.
Многие из нас оставались работать на предприятии на всю жизнь, но были и те, кто выбирал для себя другой путь.
Молодым специалистам давали квартиры и подъёмные, кроме того на предприятии можно было взять беспроцентную ссуду на длительный период. Те, кто поступал на общих основаниях, по окончании института попадали под распределение, то есть направление в те регионы, где особо нуждались в таких кадрах.
Для многих это самое распределение казалось катастрофой, направляли чуть ли не на край света – в Магадан, Находку, Владивосток. Столичные ребята не очень-то хотели бросать свои родные края и чаще всего устраивались в городе не по специальности. Но из тех, кто всё-таки отправился по распределению, почти никто не пожалел о своём решении. Ведь у них были вполне ощутимые преимущества:
Во-первых, это более высокая заработная плата с учётом районного коэффициента.
Во-вторых, это более ранний выход на пенсию, ведь там год работы считался за полтора.
Благодаря своим сбережениям, почти все они купили машины, а кое-кто к концу 1990-х переехал в тёплые края. Кто не успел, тот потерял всё – дефолт 1998 года обнулил все депозиты.
Студентам на время учёбы с сентября по июнь предоставлялась скидка в 50% на все виды транспорта. Особенно выручала эта скидка во время каникул, когда можно было за полцены съездить домой. Те студенты, которые жили недалеко, катались домой почти каждую неделю. Привозили полные сумки с домашними продуктами, после чего общежитие дня четыре объедалось.
Так как я жила очень далеко и мои родители не могли мне высылать много денег, мне было не по карману на зимних каникулах кататься домой. Зато я не отказывалась погостить у подруг, благодаря чему мне удалось побывать во многих крупных городах европейской части Союза – таких, как Рига, Кишинёв, Киев и Ленинград.
Сейчас говорят, что мы тогда жили бедно и выстраивались в очередь за колбасой, но это неправда. Всё началось при Горбачёве с его долбанной перестройкой.
Комментарии 10