Название: Освобождение
Страна: СССР, СФРЮ, ПНР, ГДР, Италия
Студия: Мосфильм, Авала филм, PRF-ZF, DEFA, Dino De Laurentiis Cinematografica S.P.A.,
Жанр: Военная драма
Продолжительность: 01:31:35 + 01:28:37 + 02:10:38 + 01:26:07 + 01:13:37
Режиссер: Юрий Озеров
Актеры: Михаил Ульянов, Бухути Закариадзе, Николай Олялин, Юрий Померанцев, Лариса Голубкина, Фриц Диц, Ангелика Валлер, Петер Штурм, Владислав Стржельчик, Болот Бейшеналиев, Сергей Никоненко, Всеволод Санаев, Лев Прыгунов, Владимир Самойлов, Герд Михаэль Хеннеберг, Эрих Тиде, Ханньо Хассе, Флорин Пьерсик, Герд-Михаэль Хеннеберг, Курт Ветцель, Иоахим Папе, Альфред Штруве, Иво Гаррани, Барбара Брыльска, Игнацы Маховский, Станислав Микульский, Даниэль Ольбрыхский, Францишек Печка, Валерий Носик, Михаил Кокшенов, Юрий Назаров, Юрий Дуров, Николай Рыбников, Леонид Куравлев, Василий Шукшин, Михаил Ножкин, Михаил Глузский, Георгий Бурков, Николай Еременко-ст., Станислав Яськевич, Артем Карапетян — текст за кадром
Описание: Масштабная киноэпопея «Освобождение» Юрия Николаевича Озерова по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова — героическая хроника в 5 фильмах, повествующая о наиболее важных сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В картинах охвачены такие события, как Курская битва, где произошло самое крупное танковое сражение за всю историю войны, а также форсирование Днепра, освобождение Белоруссии и взятие Рейхстага. В картине, наряду с реальными персонажами (Сталин, Жуков, Власов, Гитлер и другие), действуют и собирательные, в судьбах которых, отразились трагедия, боль, переживания и потери людей военного поколения. Действие изобилует съемками батальных сражений, которые то и дело перекликаются с действиями тыла армии, как советской, так и фашистской. Фильм снимался непосредственно на местах великих сражений. Съемки последнего фильма проходили в разрушенном войной Берлине.
Содержание:
Фильм-1. Огненная Дуга. Битва на Курской дуге летом 1943 года.
Фильм-2. Прорыв. Освобождение Орла и Белгорода. Оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра.
Фильм-3. Направление главного удара. Операция "Багратион" по освобождению Белоруссии. Красная армия вышла к государственной границе СССР.
Фильм-4. Битва за Берлин. Штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. Переговоры Карла Вольфа с Алленом Даллесом.
Фильм-5. Последний штурм. Последние дни войны, штурм рейхстага, водружение Знамени Победы над рейхстагом. Первые залпы Победы.
Интересные факты о фильме:
Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. И с самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий. С немецкой стороны одним из консультантов выступал полковник Национальной народной армии Иоб-Вильгельм Хеннинг Дитрих фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, польскую сторону консультировал польский полковник, участник Второй мировой войны Збигнев Залуский.
Установка на создание киноэпопеи означала необходимость крупного бюджета. Хотя создание фильма предусматривалось с участием нескольких европейских социалистических государств, значительную часть этого бюджета предоставил СССР. Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты. Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
Проблемы возникли с военным снаряжением, особенно со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не имелось исправных танков «Тигр», «Пантера» или «Фердинанд». В итоге, на шасси советских танков Т-34-85 и послевоенных Т-44, имевших достаточно низкий силуэт для установки бутафорских башен с крестами и прочих характерных атрибутов немецкой бронетехники, изготовили несколько бутафорских «Тигров».
Для съёмок на заднем плане министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить ещё около 100 советских танков Т-55, которые просто перекрасили под немецкие.
Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, а чешские Zlin Z-526 — в роли немецких «Мессершмиттов».
Автомобилей времен Великой Отечественной войны тоже было недостаточно для массовых сцен. Поэтому широко использовались послевоенные машины: ГАЗ-63, ЗиЛ-157 и даже Урал-375. В сцене с участием Днепровской флотилии задействованы послевоенного выпуска катера типа «Ярославец» проекта 376, которые конструктивно и внешне схожи с катерами серии Я, применявшимися в годы войны.
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
Очень тщательно подошли к съёмкам своих эпизодов для фильма «Прорыв» итальянцы. Мало того, что для роли Бенито Муссолини был подобран отличный актёр Иво Гаррани, сумевший воспроизвести многие характерные черты поведения дуче, был также подобран исторически достоверный автопарк.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев