Ревизские сказки по сути мало отличаются от ландратских книг. В них также указываются данные переписей, или ревизий, податного населения. Однако были и серьёзные различия — ревизии проводились регулярно, а собираемые сведения были намного подробнее.
При проведении этих переписей власти решили не полагаться на специально назначенных чиновников и переложили обязанности про проведению переписи на местные органы власти.
Так, государственных крестьян переписывали старосты. Владельческих крестьян переписывали помещики. А городское население пересчитывали городские власти.
Такой подход, особенно учитывая регулярность переписей, снижал коррупционные риски и позволял получить максимально подробную информацию о населении страны.
Первая ревизия была проведена согласно указу Петра I уже в 1718 году, то есть сразу после того, как стало понятно, что ландратские переписи себя не оправдали. А всего было проведено десять ревизий, которые проходили до второй половины XIX века. Интересно, что с первой ревизии начала XVIII века до последней, проведённой в 1859 году, население Российской империи увеличилось с 15 738 000 до 74 556 400 человек, то есть почти в пять раз.
Ревизские сказки являются одним из важнейших генеалогических источников. Ведь в них содержится подробная информация о человеке, включающая в себя: имя и, по возможности, фамилию; сословную принадлежность; место постоянного проживания; состав семьи с указанием родственных связей; возраст членов семьи; наличие детей с указанием даты и места их рождения; дата смерти, если человек умирал между ревизиями; размеры податей, которые человек выплачивал; его имущественное положение.
Кажется, и сегодня нет документа, который бы описывал человека так исчерпывающе и подробно.
В Российском государственном архиве древних актов, РГДА, есть особый фонд № 350, который называется «Ландратские книги и ревизские сказки». Тут, как следует из названия, хранятся все сохранившиеся ландратские книги и данные первых трёх ревизий.
Что касается ревизских сказок начиная с четвёртой ревизии, то они хранятся в региональных архивах. И, к сожалению, не все эти документы сохранились. Так что иногда люди, которые успешно вели поиск предков в XVIII веке, сталкиваются с тем, что в XIX веке ниточка рвётся, и данных для продолжения поиска не хватает.
Нет комментариев