Быт князя Матвея Петровича Гагарина (1659-1721) отличался граничившей с безвкусицей роскошью, которая выставлялась напоказ. Пуговицами его парадного мундира служили крупные бриллианты, а одни только пряжки башмаков стоили состояние. Гагарин пользовался посудой из драгоценных металлов, а его рядовой обед мог состоять из полсотни блюд.
Княжеский экипаж побил все рекорды и мог сопоставиться только со сказочной каретой для Золушки: его колеса были изготовлены из серебра, а лошади носили золоченые подковы. Производил впечатление и московский дом Гагарина, выстроенный известным итальянским архитектором. Внутреннее убранство создавалось из редких пород дерева, мрамора, бронзы, серебра и золота. В зеркальных потолках отражались хрустальные люстры и канделябры, а в подвесных хрустальных аквариумах плавали всевозможные рыбы.
Оклады образов в спальне хозяина украшали бриллианты, стоившие, по оценкам ювелиров, до 150 тысяч рублей, что на то время было баснословной суммой. Четырёхэтажный дворец Гагарина выходил арками на Тверскую улицу, а его центр украшала летняя терраса за резной балюстрадой. Одна из самых ценных драгоценностей князя немыслимой стоимости - крупный червленый рубин, привезенный для него из Китая. Современники Гагарина не сомневались, что, как писал князь Долгоруков, «Гагарин совершил много злоупотреблений». После ареста коррупционера дознаватели выяснили, что львиную долю собранных налогов с податями, предназначенных для государственной казны, князь Матвей оставлял себе.
Сибирские вольности знатного губернатора и Катенькина «крыша»
Гагарина официально назначили губернатором Сибири в марте 1711 года. На этом посту он, как выяснилось позже, пользовался неограниченными возможностями региональной власти и руководил распределением немалых казенных средств. Кроме того, князь самовольно облагал сборами охотников за пушниной и не бесплатно регулировал проходы купеческих караванов в Джунгарию, Среднюю Азию и Китай. Гагарин установил в Сибири личную монополию на алкоголь, табак, экспорт хлеба. А торговля с китайцами вообще отодвинулась от государства, став досугом губернатора, по сути сделавшимся крупнейшим контрабандистом в России. Подчинил себе Матвей Петрович и промысел бугровщиков – золотодобытчиков.
Комментарии 1