ФОТО 2. Будённый принимает парад 7 ноября 1941 года.
В 1935 году Семён Михайлович стал одним из пяти первых маршалов Советского Союза. Тем временем над военными начали сгущаться тучи, хотя преданность Будённого до определённого момента не вызывала сомнений у Иосифа Сталина и чекистов. Семён Михайлович даже оказался в Специальном судебном присутствии Верховного суда СССР, которое рассматривало так называемый военно-фашистский заговор. Среди фигурантов значился и Михаил Тухачевский, которого приговорили к высшей мере наказания.
И на Будённого у чекистов нашёлся компромат — Семён Михайлович был обвинён в участии в антисоветской организации правых в СССР и руководстве антисоветских организаций в коннице и среди казачества. Эти и другие обвинения были подкреплены показаниями людей, которые попали под каток репрессий. Среди них был маршал Александр Егоров, командующий войсками Ленинградского военного округа Дыбенко и многие другие. Также чекистам удалось «выяснить», что Будённый передавал ценную информацию англичанам, полякам, итальянцам и немцам.
Данных о том, пытались ли чекисты арестовать Будённого, нет. По легенде, к нему приезжал «воронок», но Семён Михайлович не растерялся. Он достал шашку и крикнул: «Кто первый?!». Незваные гости ретировались. А Сталин, когда узнал об этом, рассмеялся: «Молодец, Семён, так их и надо!».
По другой версии, Будённый выставил в окно пулемёт, заметив подъезжающую машину. Есть и третья легенда. Маршал, отбившись от сотрудников НКВД, сразу же позвонил Сталину и закричал: «Иосиф, контрреволюция! Меня пришли арестовывать! Живым не сдамся!». После этого с Будённого были сняты все обвинения, поскольку было решено, что он не представляет опасности. Из первой пятёрки маршалов только Семён Михайлович и Климент Ворошилов смогли пережить период репрессий.
С началом Великой Отечественной войны Семён Михайлович стал одним из заместителей командующего Западным фронтом. Но вскоре его поставили главкомом Юго-Западного направления. Осенью 1941 года он командовал Резервным фронтом, затем побывал на посту главнокомандующего Северо-Кавказского направления. Затем Будённого отстранили от командования, но вскоре Семён Михайлович возглавил кавалерию РККА, заодно оказавшись в Высшем военном совете Наркомата обороны.
После войны, помимо военных должностей, Будённый являлся ещё и заместителем министра сельского хозяйства. Семён Михайлович явно находился на своём месте: он продолжил работу по развитию коневодства, стал автором фундаментального труда, посвящённого племенной работе.
Комментарии 4