Семья – это важная и неотъемлемая часть социума, от которой напрямую зависит формирования гармоничной личности.
В семье, как нигде, важны поддержка принятия и безусловная любовь. Так должно быть в идеале, однако существуют противоположные типы семей, их называют деструктивными или дисфункциональными.
Детство является фундаментом для будущего ребёнка. Ребёнок в своем поведении и развитии отражает проблемы в семье. Жизнь и атмосфера в дисфункциональных семьях способствует развитию ребёнка комплексов и ряда других психологических проблем которые могут послужить толчком в развитии зависимости.
Признаки дисфункциональной семьи:
◦ закрытая и осуждающая атмосфера где учит не говорить о своих чувствах и не доверять никому;
◦ отрицание проблем, отстранение от их решения;
◦ конфликтности в отношениях, где присутствуют манипуляции и саботаж;
◦ отсутствие здорового общения и доверия между членами семьи
◦ постоянная критика ;
◦ эмоционально отстраненность или гиперопека;
◦ нарушение прав и границ ребёнка, насилие в семье.
Чаще всего, дети в деструктивных семьях подавляют свои чувства и эмоции, и это чревато тем , что у них развивается гиперчувствительность.
Гиперчувствительность – это особое психологическое состояние, при котором человек ярко и остро переживает даже не значительные обстоятельства события или проблемы.
Например, у здорового человека проблемы вызывают неприятные ощущение, но внутри у них твёрдая уверенность, что все можно и нужно решить, для гиперчувствительных проблема – это трагедия, из которой он не видит выхода из-за своего же патологического состояния. Именно это может толкнуть человека впервые попробовать наркотики или выпивать, чтобы «забыться» и скрыться от своих проблем. Гиперчувствительные люди испытывают внутри себя конфликт, не принимают мир таким, каким он есть; обыденная жизнь им кажется скучной, и они постоянно хотят добавить в неё краски, пусть даже любым искусственным путём.
Роль дисфункциональных родители в эмоциональном благополучии ребёнка
Основное время закладки фундамента судьбы приходится на период от рождения до 6 лет.
Воспитание в дисфункциональных семьях вызывают стойкое психоэмоциональное напряжение у ребёнка. Этих условиях у детей могут развиваться следующие патологии, которые могут послужить фундаментом для развития наркомании или алкоголизма:
◦ задержка психического или физического развития с нарушением интеллекта, личностная незрелость;
◦ ПТСР ( посттравматические стрессовые расстройства);
◦ расстройство личности, с ранней алкоголизацией или криминализацией;
◦ эмоциональные расстройства с нарушением поведения.
Типы родительный в дисфункциональных семьях:
1 Чрезмерно требовательные родители
2 Девиз: «я начальник-ты подчиненный».
3 Такие родители, как правило, категоричны и непоколебимы. Они не считаются с потенциалом и внутренним ресурсом ребёнка, толкая их на достижение, иногда, невозможных целей.
4 Дети в таких семьях: либо слабы и безвольные, потому что привыкли беспрекословно слушать и выполнять. У них развивается чувство вины, робости и замкнутости. Или же , это бунтари, которые своим поведением бросают вызов окружающим.
5 Критикующие родители
6 В такие семья соотношение порицания и похвалы 10:1.
7 Их девиз: «ты ничего не можешь сделать как следует».
8 Родители боятся проявлять положительные эмоции в отношении детей, потому что думают, что в таком случае «дети сядут на голову».
9 Дети в таких семьях растут с чувством неполноценности.
10 Сверхопекающие родители
11 Девиз: «ты не сможешь сделать чего-либо без моей помощи».
12 Считают, что без их помощи дети не выживут. Не могут найти баланс в соответствующей поддержке для ребёнка.
13 Дети в таких семьях чувствуют себя некомпетентными в любых жизненных обстоятельствах, не верят в себя, борются рисковать, боятся конфликтов. Или же, эгоистичны и подвержены нарциссизму.
14 Отстранённые родители
15 Такие родители, как правило, недоступны для детей, в силу своей занятости. Могут сознательно держать эмоциональную дистанцию с ребёнком.
16 Девиз: « ты не настолько важный для меня человек».
17 Дети в таком отношении чувствуют себя покинутыми и ненужными , замыкаются в себе. Их душевная боль может трансформироваться в гнев или чувство вины.
18 Все эти формы поведения, и реакция детей на такое отношение к ним, вполне может стать толком к развитию зависимости.
Если в этих отношениях и модели поведения Вы узнали себя, это не повод отчаиваться. Стоит работать над межличностными отношениями в семье, чтобы не продолжать укреплять фундамент для развития зависимости. Для этого стоит применить модель здоровой (функциональной семьи).
Признаки функциональной семьи:
▪ открытое общение, где разрешается говорить все;
▪ поддержка, принятие помощи. В семье учат просить и получать помощь;
▪ сотрудничество и уважение;
▪ доверие;
▪ высокое качество общения;
▪ ответственность, воспитанная в семье;
▪ право на ошибки;
▪ уважение прав каждого из членов семьи;
▪ открытое выражение любви и других чувств;
▪ признание ценности служения;
▪ право обсуждать семейные проблемы.
Если в Вашей семье, независимо от ее типа, уже есть химически зависимый, для максимального эффекта выздоровления, стоит выработать новую модель поведения, где зависимому будет разрешено отвечать за свои ошибки и решать свои проблемы самостоятельно.
Чтобы человек выздоровел, ему необходимо:
▪ находить радость в жизни;
▪ иметь полноценное общение в семье;
▪ выполнять общественные нагрузки;
▪ терпеть и не требовать немедленного удовлетворения желаний;
▪ проявлять заботу о других;
▪ иметь негативный опыт и разочарования;
▪ отстаивать собственное мнение;
▪ признавать свои ошибки;
▪ принимать решения и нести за них ответственность.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев