Хочу стать лучше № 1
Вопрос от Анны:
Здравствуйте, Сергей Михайлович. — Верю в Бога я давно, крещена в детстве, а активно воцерковляться начала года 2 назад. Стала захлебываться духовной литературой, молиться, ходить в храм. Мне стал не интересен телевизор, пьянки, гулянки. Но самое главное, я на мужа и близких начала смотреть другими глазами, раньше я не замечала в них столько плохого. И мне срочно захотелось всех переделать, давать лекции, книги, наставления, придираться, раздражаться. Мне стало самой от себя тошно. По «Дневнику кающегося» исповедалась месяц назад.
У меня вопрос такой: как научиться не раздражаться и смириться с видением в окружающих явных проявлений страстей (пьянка, мат, и т.д.). Муж говорит, что я в прелести и результат моего воцерковления плохой. Он тоже старается, но очень медленно, на мой взгляд. Это у меня явное проявление гордыни или какого греха? Я запуталась. Что-то неправильно делаю. Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Анна.
Вы употребили выражение: «…начала смотреть другими глазами…» Действительно, способность ума оценивать окружающее с нравственной точки зрения, удобно сравнить с физической функцией глаз видеть всё вокруг. Только тогда мы видим ясно внешние предметы, когда на них внимательно смотрим. Но если мы тщательно рассматриваем пятна на своей одежде, чтобы не выйти в люди в непристойном виде, то всё окружающее видим уже очень ограниченно по объёму и не так ясно по качеству (резкости), — таково свойство человеческого глаза, подобного объективу кинокамеры.
Точно так же работает и ум человека: ясно и чётко мы фиксируем только то, на что направлено наше внимание, то есть, где внимание, — там и ум человека. Из последнего утверждения легко сделать вывод для решения Вашей проблемы: для того, чтобы не соблазняться грехами окружающих людей, необходимо тщательно рассматривать грязь на одежде своей души, тогда чужая грязь перестанет волновать нас.
При этом мы должны хорошо понимать значение грязи на своей душе: эта грязь не даст мне войти в жизнь вечную, но увлечёт меня в геенну; эта грязь есть оскорбление Христу, Который есть Судия Праведный; эта грязь есть подобие сатане, а кому я подобен при жизни, с тем и окажусь в вечности.
То есть, пятна на душе должны волновать нас значительно больше, чем пятна на одежде, потому что по вторым — нас судят люди, а по первым — будет судить Бог! Именно по этой причине отцы заповедуют нам никогда не забывать старых грехов, но до самой кончины сокрушаться в них, чтобы выработать бесценный навык самоукорения, от которого рождается терпение, нищета духа и сокрушение сердца. Прочитайте книгу «Самоукорение и терпение*».
Как только человек приучится постоянно укорять себя в грехах и беззакониях, так сразу поймёт бедственность своего положения и начнёт ужасаться от грозящей ему муки. Такому непременно потребуется помилование, и он начнёт непрестанно взывать к Богу о милости, но чтобы её получить — придётся перестать грешить, в том числе, и прекратить судить окружающих, потому что это запрещено Богом:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучёк в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучёк из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1-5).
Наши собственные грехи должны видеться нам, как брёвна, а грехи окружающих — всего лишь как сучки, подобно тому, как грязь на собственной одежде кажется нам более срамной и мы не можем выйти на улицу в таком виде, а другому человеку, имеющему такое же пятно, можем сказать: «Да ничего, пойдёт!»
И если мы не прощаем нашим ближним их недостатков и немощей, то и все наши грехи, а мы должны точно знать, сколько их и каковы они, не могут быть прощены нам, следовательно, неминуемо утянут нас в ад: » А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15). Представьте, что все грехи, которые Вы отметили в «Дневнике кающегося*», снова «свалятся» на Вас! Не утянут ли они на дно ада?
Нет комментариев