»? У кого просить прощения в Прощёное воскресенье? Что такое настоящее прощение – об этом и о многом другом священник Сергий Круглов.
– В Прощёное воскресение люди в социальных сетях, в sms-сообщениях начинают писать: «Прости меня!», звонить не только родственникам, но и дальним знакомым, считая, что это обязанность каждого.
– Здесь, прежде всего, нужно разобраться, кто именно собирается писать статусы «Простите!» в соц. сетях, звонить и пересылать sms-ки.
Потому что Прощёное воскресенье, Чин прощения – это для христиан, не для всех. И я думаю, задача священника и любых грамотных прихожан объяснять это своим родным, близким, знакомым или тем, кто приходит или собирается прийти в это время в храм. Многие люди приходят в храм, имея довольно смутные представления о том, для чего это, исходя из убеждения, что так положено делать всем подряд.
Бывает, человек, не понимающий, что значит Прощёное воскресенье, звонит христианину. Например, одной моей знакомой каждый год в этот день звонит свекровь, пожилая, довольно въедливая дама, и говорит ей: «Сегодня Прощёное воскресенье, так я тебя прощаю».
Нужно разграничить два момента: психологический и церковный. Как раз церковный касается смысла: для чего нужно Прощёное воскресенье. Мы знаем, что обычай просить прощения идёт с древних времен египетского, сирийского монашества, когда монахи на весь период Великого поста уходили в пустыню, понимая, что могут просто не вернуться назад.
Поэтому, когда братья прощались друг с другом, они ещё и просили друг у друга прощение за всё, что нажили за целый год – от Пасхи до Пасхи.
Укоренился этот обычай в Церкви потому, что как раз имеет, прежде всего, не психологическое значение, а именно церковное. Церковь напоминает нам перед началом Великого поста: «примирись с тебя опечалившими».
Напоминает о том, что прежде, чем заняться своим внутренним устроением, когда мы приводим в порядок свою душу, нужно примириться с ближним. То есть, вынести самые тяжёлые предметы из своей внутренней захламленной кладовки.
Важно обратить внимание на то, как мы относимся к ближним, не находимся ли мы с ними в состоянии глубокой обиды? Скажем, часто бывает, что человек, который годами приходит на исповедь, годами причащается, совершенно не умеет исповедоваться. Он приходит на исповедь и снова и снова начинает рассказывать о грехах своих обидчиков, своих домашних, пересказывать свои домашние ситуации.
Получается так, что центр, от которого зависит иерархия ценностей человека и сама его жизнь, находится не внутри, а вне его: стоит только сменить обстановку, исправить то-то и то внешнее, изменить окружающих меня людей – и моя жизнь изменится... Но всё самое главное – внутри человека.
Жизнь такова, как мы её воспринимаем, как мы её видим, и тому очень много примеров. Люди, чьё детство или юность пришлись на тяжёлые времена, – военные, например, – всё равно вспоминают их с радостью и теплом: юное око или око ребёнка видит всё чистым, потому что центр чистоты внутри юного или маленького человека.
Когда мы уже прошли какой-то этап жизни, для нас всё становится тяжёлым, мрачным, мы постоянно унываем, ропщем, у нас нет благодарности. Не потому, что нам не за что благодарить, а потому, что мы сами такие.
Одна и та же жизнь, но в ней люди живут по-разному. Так же, как на одном языке делают разные вещи: один ругается матом, другой строчит донос, а третий пишет прекрасные стихи или молится Богу.
То же и с христианами. Мы должны обратить свой взор внутрь себя, но для начала нужно обязательно, по заповеди Божьей, наладить свои отношения с близкими. Об этом Церковь напоминает нам чином Прощёного воскресенья.
Естественно, когда этот чин ушёл в секулярную постхристианскую культуру, он, как и всё, что оторвалось от центра, стал восприниматься иначе. Любой церковный обычай, когда он отрывается от своей сердцевины, от своего содержания, приобретает совершенно фантасмагорические черты.
Тем не менее, нецерковные люди, которые выражают возмущение: «Чего это я буду просить прощение в Прощёное воскресенье в храме у неизвестных мне людей, это какое-то лицемерие», – в чём-то правы.
Совершенно не нужно этого делать, не понимая церковного значения чина. Им надо бы просить прощение именно у тех, у кого стоит попросить, у реальных родных и близких. Ну и, может быть, задуматься, прежде чем критиковать тех, кто собрался в Прощёное воскресенье в храм: коли уж в Церкви, которой две с лишним тысячи лет, этот обычай укоренился, то наверное ведь не просто так?..
– Но всё-таки, есть смысл в статусах «Простите меня» в социальных сетях и так далее?
– Думаю, что смысл есть во всём, потому что и sms, и социальные сети в интернете – это же тоже человеческая жизнь. Слова «Прости меня» выговорить довольно непросто. Так что хорошие слова чаще писать и говорить лучше, чем плохие. Если просить прощение – мода, то это мода замечательная.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5