Почему есть Письменная, а почему Устная.
Рошель Касоб (с)
Статья вряд ли заинтересует много народа. Скучная, слишком длинная для поста в ФБ.
Три с половиной тысячелетия назад евреям была дана Тора. Кроме её письменной части была дана и устная. По сути Устная Тора предшествует Письменной и многократно превосходит Письменную по объёму. Среди объяснений, почему же нельзя было всё записать на пергамент, я слышал и следующее: язык меняется, хуже того, меняются ассоциации , культурные коды. Попробуйте прочесть "Слово о полку Игореве", а времени, казалось бы прошло совсем ничего, но сегодня даже учёные специалисты не могут договориться о том, что означает то или иное слово, на что намекает тот или иной стих. Хуже того, откройте академическое издание Толстого или Достоевского и увидите, что почти треть объема книги занимают комментарии, поясняющие нам то, что хотел сказать автор, хотя его современнику каких-то сто лет назад было всё понятно безо всяких толкований. Тора же должна быть одинаково понятна и применима во все времена, евреями, говорящими на совершенно разных языках, живущими в разных странах, поющими разные песни, учившимися в совершенно непохожих школах. Поэтому Г-сподь выбрал иной путь. Он велел всем евреям учить Тору и передавать её изустно следующему поколению. Допустим, как в моём случае, отец говорил по-бухарски, имея жизненные навыки послевоенной Средней Азии, сын говорит на русском, вполне соответствуя представлениям о советском человеке эпохи Застоя и Пернстройки, внук говорит по-английски и имеет привычки американца. Но Тора остаётся Торой и пересказывается каждому из этих трёх так, чтобы быть понятной ему. Мне кажется, что именно в этой плоскости и лежит объяснение тому, на что так любят ссылаться скептики, совпадениям положений древней философии и науки, с одной стороны, и параллельных мест из наших текстов, с другой. В самом деле, открываем Талмуд и обнаруживаем там то, что излагали вавилонские ученые, открываем Рамбама и обнаруживаем Аристотеля и Фараби, открываем книги по каббале и находим совпадения с неоплатониками. На самом деле ничего страшного и даже ничего удивительного в этом нет. Ведь Тора пересказывалась и для людей, которые были окружены египетской, греческой, вавилонской мудростью. Как еще можно было объяснить вечную мудрость Торы парню, который был знаком с греческой натурфилософией и почитал её за "последние данные науки", как не используя теорию 4 стихий (воздуха, огня, земли и воды)? Мог ли еврей, посещавший школу писцов в Вавилоне не перенести в свой повседневный быт шестидесятеричную систему исчислений, а соответственно применять её для нужд, связанных с Торой? С другой стороны, разве я искажаю Тору, если назову пророчество на современный лад "каналом связи со Вс-вышним", да ещё добавлю, что Моше в отличии от остальных пророков пользовался "каналом связи без помех и искажений"? Наверное, нет. Просто потому что информация, которую я доношу до слушателя остаётся той же, меняется только язык образов, а он изначально предполагался быть изменчивым, пусть не в каждом поколении или городе, но во всяком случае, со сменой эпох и географии. Поэтому во многом различия между мировоззрением Рамбама и каббалы несущественны на самом деле и легко объясняются языковыми различиями, а не различиями по существу. Вспомним, что Рамбам упоминает 10 сфер, нижней из которых является Деятельный Разум, отождествляемый им со Шхиной, а каббала говорит о 10 сфирот, нижней из которых есть сфира Малхут, опять же отождествляемая со Шхиной. Разница лишь в том, что Рамбам использует терминологию аристотелианской астрономии и философии, а каббала решила пренебрегнуть терминологией физических объектов в пользу чисто умозрительной. Еврейские теологи совершенно разных направлений работали на одно и то же, как можно точнее передать Тору на языке науки, философии и культуры того времени и тех стран, в которых они жили. Отсюда и бесконечные споры по самым, казалось бы отвлеченным предметам. Всё ради того, чтобы пройти между Сциллой искажения Торы и Харибдой невнятности для философии (науки, культурного кода). И каждое отклонение в ту или иную сторону требовало нового вмешательства, новых споров. А дальше наступила эпоха, когда в европейской науке произошла революция. От натурфилософии, шедшей еще от греков Европа отказалась и перешла к науке современного типа. Научные преставления стали меняться с ужасающей быстротой. Каждые пятьдесят лет картина мира попросту менялась до неузнаваемости. По еврейским меркам от Ньютона до Эйнштейна прошёл один миг, а Вселенная в представлении ученых изменилась до неузнаваемости, ещё при жизни Эйнштейна произошёл ещё один тектонический сдвиг, появилась теория Большого Взрыва. В культурном коде за прошедшие сто лет произошли еще большие изменения. Если наука касается относительно небольшого количества людей, то культурный код касается всех. Сто лет назад было изобретено радио и оно достаточно медленно внедрялось в жизнь масс. Появился телефон, который был доступен немногим, а потом практически всем. Появилось телевидение. Появились интернет, беспроводной телефон, и это всё кардинально изменило представление людей о мире, о способе существования в нем, о средствах и роли коммуникации. В мире Торы наоборот, наступила эра консервации того, что было пересказано предыдущими поколениями. Мудрецы решили, что хватит пересказывать для нового поколения по-новому. Возможно, из-за того, что слишком уж быстро начали мелькать научные теории и технологические революции, возможно оттого, что мудрецы перестали быть еще и учеными. Но факт остаётся фактом, мы сегодня учим Тору, говоря языком ушедших столетий, а то и тысячелетий, не пытаясь говорить о Торе языком, на котором говорим в повседневной жизни. С одной стороны, у нас есть опыт предыдущих поколений, что гарантирует неискаженность того, что мы имеем, ведь все возможные искажения при пересказе уже были устранены. С другой стороны, в 58 веке говорить так, как говорили в 48 несколько странно, хотя бы потому что 38 и в 28 говорили иначе. Это не страшно, когда речь идет о мальчиках, выросших в соблюдающих семьях, не посещавших никаких иных школ, кроме религиозных и которые никогда не выйдут из своего городка, населенного такими же соблюдающими евреями. Но большая часть евреев живёт за пределами этих городков и если и учились в йешиве, то в той, где параллельно преподают и физику с биологией. Они заглядывали в микроскоп и не увидели в нём четырёх стихий, зато увидели клетки, их ядра, митохондрии итд. И им никто не сказал, что вода-земля-воздух-огонь - это лишь образы, которыми передаётся Вечные Истины Торы, а не сама истина в последней инстанции. И уж тем более, им никто не пересказал Тору на их языке. Как результат, Тора становится им непонятна и неинтересна. Мне кажется, наступило время для нового пересказа Торы языком понятным нашему поколению. Попытки такие есть, но они скромные и очень осторожные. Нужен реформатор масштаба Рамбама и Аризаля. Это то, чем призвана была стать модерн-ортодоксия и с чем она не справилась. Будем надеяться, что найдётся некто, кто поставит себе такую задачу и решит её. https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1153227584725300&id=100001142097596 #религия #статья #ОТоре
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев