Из признаков уважения запретов — соблюдение дистанции от
сомнительных вещей, их причин и всего того, что зовет к ним. Отстранение от
средств, что приближают к ним, как, например, избегание мест, в которых есть
образы, вызывающие соблазн, из-за боязни податься им. Оставление того, в чем
нет вреда, из-за страха впасть в то в чем есть вред. Избегание излишка
разрешенного, чтобы не попасть в нежелательное. Обхождение стороной того,
кто совершает их, приукрашивает и зовет к ним, пренебрегает ими, не думая о
том, что он совершает. Общение с ним приводит к недовольству и гневу
Всевышнего. Дружить с таким может только тот, в чьем сердце нет уважения к
Всевышнему Аллаху и Его запретам. Также из признаков возвеличивания
Аллаха — гнев ради Него, Велик Он и Славен, когда преступаются Его запреты.
Чувство печали и разбитости в сердце, при совершении греха на Его земле, при
неподчинении в выполнении Его законов и приказов и неспособности изменить
этого.
Из признаков уважения приказов и запретов — это когда человек пользуясь
облегчающим разрешением, не опускается до крайней точки отчужденности от
программы «золотой середины». Пример этого можно привести следующий: по
Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешается
отсрочивать полуденную молитву в особо сильно жаркий день на более позднее
время. Излишняя же вольность приводит к пропуску времени этой молитвы или
же к опасности этого. Мудрость этого разрешения заключается в том, что
сильная жара мешает молящемуся прочувствовать боязнь и сосредоточенность.
В результате он будет совершать поклонение с неохотой и раздражением. Из
мудрости Законодателя то, что Он приказал отсрочивать молитву, пока не спадет
жара, чтобы раб прочитал ее с полной концентрацией. То есть с тем, в чем суть
молитвы, с боязнью и обращением к Нему.
Запрещение пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
выполнения молитвы, когда пища подана на стол, в случаях, когда чувствуются
позывы в туалет, вызваны той же причиной. Сердцу мешают эти привязки, и все
это отвлекает сердце, и цель, что заложена в молитве, не осуществляется. Умен
тот, кто сначала выполняет свою работу, а потом со спокойным сердцем
приступает к поклонению, встав перед Ним и полностью отрешившись от всего
ради Аллаха. Из-за двух рака'тов подобной молитвы, человеку могут
проститься все его предшествующие грехи. Только надо следить, чтобы это не
превратилось в простую вседозволенность.
К этому же можно отнести разрешение путешественнику соединять
молитвы по уважительной причине, например, тогда, когда ему трудно
совершать ее в нужное время, потому что для этого надо прерывать движение
или ему трудно остановиться. В случае же когда он где-нибудь остановился на
день-два, причин соединять молитвы нет, так как он может спокойно совершать
их в свое время.
Очень многие путники считают, что подобные соединения — постоянно
выполняющаяся Сунна и для ее осуществления не нужен какой-то мотив. Это не
так. Соединение — это временное разрешение, Сунной же путников является
сокращение четырех рака'тных молитв, при этом нет разницы, есть ли на то
причина или нет. Однако соединение — при надобности, в виде разрешения. То
есть это одно, а то совершенно другое.
Из того же можно привести то, что хотя сытость, возникающая при
потреблении пищи, разрешена и не является чем-то запретным, рабу не следует
переходить это границу и доводить насыщение до переедания, которая в свою
очередь потребует ненужных расходов на еду, сделает набивание живота его
заботой, перед приемом пищи и после нее. Необходимо чтобы раб голодал и
насыщался, контролировал прием пищи, даже при сильном желании,
основываясь на слова пророка, мир ему: «Треть для его еды, треть для питья и
треть для воздуха» . Именно так, а не полностью заполнял его едой.
Усложнение приказов и запретов выражается таким образом: человеку из-
за наущений сатаны и своей излишней мнительности кажется, что он
недостаточно хорошо выполняет омовение и по причине этого он пропускает
время молитвы или как тот, кто из-за этого многократно повторяет «такбир» ,
для вхождения в молитву и в результате пропускает чтение «Фатихи», с имамом
или же вовсе почти пропускает целый рака'т. Другой, по своей излишней
осторожности, не кушает из пищи простых мусульман, так считает, что в ней
может быть что-то сомнительное.
Подобная ненормальная осторожность заставляет некоторых богомольцев-
неучей, отказываться от всех продуктов производимых в странах мусульман и
приобретать пищу производимую в христианских странах. Подобное невежество
и излишняя мнительность заставляет их плохо думать о мусульман, чего нельзя
сказать о его мнении насчет христиан. Просим Аллаха, чтобы Он уберег нас от
такого унижения.
Основа уважения приказов и запретов заключается в том, чтобы они не
противопоставлялись самовольностью или же их ненормальным усложнением.
Суть — в прямом пути, приводящем идущего к Всевышнему Аллаху.
Любой приказ, данный Всевышним, дьявол пытается испортить двумя
способами: халатностью или же чрезмерным старанием. Ему нет разницы, как
одержать победу над ним. Он подходит к сердцу раба и анализирует его. Если
находит в нем вялость и медлительность, начинает применять по отношению к
нему первый метод. Мешает, останавливает его, насылает на него лень,
расслабленность и слабость. Открывает ему двери аллегорического
толкования , ложного чувства надежды и много другого. В результате, из-за
этого раб может оставить все то, что приказано ему.
Если же человек попадается осторожный, серьёзный, старательный, то он
подходит к нему с другой стороны. Приказывает ему прибавить старания,
наущает ему: «тебе этого не хватит, ты можешь больше, тебе необходимо
обогнать всех, не ложись, когда они спят, воздержись от еды, когда они кушают,
работай, когда они отдыхают. Если кто-то из них моет руки и лицо три раза, ты
же мой их семь раз, если они берут перед молитвой малое омовение, ты бери
большое». Примеров подобной неумеренности и перехода границ, как и в
первом случае, можно привести множество. Намерения Сатаны по отношению к
этим двум — вывести их из пределов прямого пути, не давать ему возможности
приблизится к нему. Очень много тех, кого он соблазнил этим. Единственное
спасение от этого — прочные знания, вера, сила на противостояние с ним и
соблюдение середины.
Да поможет нам Аллах.
из книги БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬ ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ
Имам Ибн Кайим Джавзия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10