Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.
Нет силы и мощи, кроме как у
Аллаха, Высокого, Великого, Вопрошаемого. На него возлагаем надежду, что Он
будет вашим покровителем в этом мире и будущем, одарит вас всеми видами
явных и скрытых милостей, сделает вас из тех, кто благодарит, когда ему дают,
терпит, когда его испытывают и просит прощения, когда согрешит. Ведь эти три
качества — причина счастья человека, признак его успеха в этом мире и
будущем. Они неотделимы от сущности раба , которому постоянно приходиться
сталкиваться с тремя вещами.
Первая из них — это блага Всевышнего, идущие одно за за другим.
Необходимость воздавать благодарность за них — обязательна. Благодарность,
она стоит на трех столпах: во-первых, необходимости внутреннего
признания (этих благ), во-вторых, произнесение данного
(Всевышним) вслух, в-третьих, использования этих их благ в том, чем доволен
Покровитель и Даритель. Тот, кто соединил составные части понятия
благодарности, считается отблагодарившим Аллаха за милости.
Вторая — испытания от Всевышнего Аллаха, которыми Он проверяет его,
человека. Аллах предписал терпение и спокойствие в эти моменты. Терпение —
это сбережение души от недовольства предопределенным, языка - от жалоб,
органов теларук и ног — от греха, в виде самобичевания, разрывания одежды на
себе, вырывания волос и тому подобного. Сущность терпения покоится на этих
трех столпах. Тот, кто практикует их, у того испытание превращается в подарок,
беда в милость, ненавистное становится приятным. Всевышний никогда не
испытывает раба, чтобы погубить его. Бедами и несчастиями Он проверяет
терпение и преданность поклонения Ему. Раб обязан поклоняться Всевышнему
Аллаху при любых обстоятельствах, в радости и в горе, независимо от того
нравится ему это поклонение или нет. Большинство созданий совершают
поклонение, когда они оно не сложно, легко, а ведь главное суть — выполнение
его в трудных ситуациях, поклонение в трудные моменты жизни. Именно в этом
различаются положения рабов, их степень перед Всевышним Аллахом.
Омовение холодной водой в жаркий день — это поклонение, совокупление
занятие любовью с любимой красивой женой — поклонение, расходы на нее, на
свою семью, на самого себя — поклонение. Омовение же холодной водой на
морозе — тоже поклонение, оставление греха (прелюбодеяния), когда горишь от
страсти, пылаешь страстью, и рядом нет никого, кто может помешать тебе —
поклонение, расходование милостыни во времена материальных затруднений —
тоже поклонение, однако, как велика разница между ними.
Тот, кто является рабом Всевышнего при любых обстоятельствах,
соблюдает Его права, нравится ему это или нет, заходит в категорию тех, про кого
Всевышний сказал: «Разве же Аллах недостаточен для Своего раба?» .
Полная достаточность (и независимость (от творений)
достигается при максимально
целостном поклонении, неполная — при недостаточном. А тот, кто
взыщет обретет добро, пусть восхваляет Всевышнего, кто же найдет нечто иное,
пускай винит только самого себя.
Всевышний сказал: «Поистине, рабы Мои — нет для тебя над ними
власти». Когда враг Всевышнего Иблис понял, что Аллах не даст ему Своих
рабов и власти над ними, поэтому он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я
собью их всех, кроме рабов Твоих среди них искренних!» .
Всевышний Аллах сказал: «Иблис заставил их признать правдой его мысль,
и они последовали за ним, кроме немногих из верующих. Не было у него над
ними власти, иначе как для того, что бы выявить тех, кто верует в будущую
жизнь, от тех, кто в ней в сомнении» .
Он не дал Сатане власти над Своими рабами, они все они под Его защитой.
Однако, враг может напасть на них, используя тактику вора, жертва которого —
рассеянный простой обычный человек. Рабу не секрет то, что рабу свойственна
рассеянность, страсть и гнев. Это три лазейки, через которые Дьявол проникает в
него, как бы тот не защищался. Адам, прародитель человечества, был одним из
самых благоразумных, рассудительных и стойких творений, однако постоянная
работа врага Всевышнего над ним, заставила его ошибиться. А что же говорить о
простом человеке смертном, чей ум по сравнению с разумом праотца, можно
уподобить разве что капле в море?
Чтобы сбить верующего с прямого пути, Дьявол пускает в ход все виды
соблазнов. Он использует каждый миг рассеянности, и, улучив его, ввергает раба
в грех. Он думает, что человек не сможет вновь обратиться к Всевышнему и то,
что этот проступок погубит его. То, что милость Всевышнего и Его прощение
останутся далеко позади за ним. Однако, если Всевышний Аллах пожелает рабу
добра, Он откроет ему врата покаяния, сожаления, уничиженности, покорности
перед Ним, потребности в Нем, просьбы помощи у Него, искреннего обращения,
постоянной молитвы и приближения к Нему при помощи праведных деяний.
Грех может стать причиной нисхождения Его милости, и враг Всевышнего
говорит: «О, если бы я оставил это и не ввязывал бы его в это!!». В этом смысл
слов некоторых праведных предшественников: «раб, может попасть в Рай из-за
совершенного греха, а по причине благого деяния, может войти в Ад». Их
спросили: «Как?» и они отвечали: «Кто-то, совершив грех, будет постоянно
видеть его перед своими глазами, страшась, плача, сожалея о происшедшем,
стесняясь Всевышнего. Его голова поникнет перед Ним, а сердце смирится.
Благодаря этому проступок, станет причиной счастья и успеха раба, намного
полезней для него, нежели множество благих дел. Его последствия станут
причиной вхождения раба в Рай. Другой же творя благо, будет делать это в виде
одолжения Всевышнему, гордится этим поступком, восхищаться самим собой и
занимаясь показухой, надменно говорить всем: «Это сделал я, я!!» И это станет
причиной его гибели. Если только Всевышний не пожелает этому бедняжке
добра и не пошлет ему то, что сломает его, пригнет его шею, заставит потерять
чувство собственной значимости. Если же Он захочет нечто другое, оставит его
одного с тщеславиеми высокомерием. А это, однозначно, верная погибель».
Все познающие (Истину) единодушны в том, что счастье — это когда
Всевышний не вверяет тебя самому себе, а беда в том, что человек оставляется
на произвол своей души. Если Всевышний желает добра рабу, Он открывает ему
двери смиренности и кротости, постоянного обращения к Аллаху и потребности
в Нем, понимание грешности души, присущего ей невежества, несправедливости
и агрессивности, а также понимание милости и благодеяния Господа, Его
милосердия, щедрости, добра по отношению к нему, Его богатства и Славы.
Познающий идет между видением (Божественной) милости по отношению к
нему и пониманием несовершенности своей души и дел, другого пути просто
нет. Потерявший одну из них, похож на птицу с одним крылом. Шейх-
ульислам говорил: «Познающий идет к Всевышнему между видением
(Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности
своей души и дел» .
Таков смысл слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
пришедших в достоверном хадисе: «Главная молитва о прощении грехов, это
когда раб говорит: О Аллах, Ты мой Господь, нет божества, кроме Тебя. Ты
создал меня, и я твой раб. Я верен обету и слову, данному Тебе по мере моих
сил. Я прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил. Признаюсь Тебе в Твоей
милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе. Прости же меня, ведь, истинно,
никто не прощает грехов, кроме Тебя!». В его словах: «...признаюсь Тебе в
Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе...», связь между
видением милости (Всевышнего) и пониманием неполноценности своей души и
дел. Узрение милости порождает у человека любовь, восхваление и
благодарность к Дающему это, Благодетелю. Понимание же изъянов своей души
и дел — причина кротости, униженности перед Ним, потребности в Нем,
постоянного покаяния и того, что он видит себя полным банкротом. Следует
отметить, что кратчайший путь к Всевышнему проходит именно через врата
нищеты, когда раб не видит в себе ничего за что он мог бы зацепится, того, чем
он мог бы гордиться. Именно тогда, когда он подходит к Всевышнему Аллаху
полностью опустошенным, совершенным банкротом, с сердцем, разбитый
нищетой и бедностью, насквозь пронизанный смиренностью перед Ним,
понявшим свою потребность к своему Господу, Велик Он и Славен.
Прочувствовавший всем своим существом абсолютную нужду и бедность к
Нему, то что, оставшись даже на мгновение без Него, погибнет и потерпит
непоправимый убыток, если Всевышний не вернет его к Себе и исправит его по
Своей милостью. Так что наикратчайший путь к Всевышнему Аллаху — это
поклонение.
Поклонение зиждется на двух столпах: на полной любви и на
максимальной смиренности, источник которых — это два вышеперечисленных
понятия. Видение проявленной милости порождает любовь, а знание
недостатков своей души и деяний дает чувство смиренности и кротости. Раб,
поведение которого с Всевышним построено на этих двух основах, недоступен
врагу, кроме как через соблазн или же через рассеянность. Да и то, подобных
людей Аллах быстро восстанавливает, лечит и исправляет по милости Своей.
из книги БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬ ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ
Имам Ибн Кайим Джавзия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1