— А почему подвиг юродства, расцвет которого приходится на XVI век, впоследствии почти сошел на нет?
— Это очень сложный вопрос, на который вряд ли кто-то может дать исчерпывающий ответ. Да, действительно, после XVI века юродство уходит на периферию церковной жизни. С определенного момента — точнее сказать, в Синодальный период — Русская Православная Церковь начинает осторожно относиться к этому подвигу. Дело в том, что при сходстве внешних проявлений юродство могло иметь разные причины. Во-первых, это юродство в строгом смысле слова, то есть подвиг на почве борьбы с собственной гордыней ради преодоления соблазнов мира сего и ради спасения. Во-вторых, это поведение людей, не совсем здоровых психически (таких в народе называли «блаженненькими»). В-третьих, это псевдоюродство, когда люди действительно надевали на себя личину безумия, но не ради высоких христианских целей, не ради подражан
...Ещё
— А почему подвиг юродства, расцвет которого приходится на XVI век, впоследствии почти сошел на нет?
— Это очень сложный вопрос, на который вряд ли кто-то может дать исчерпывающий ответ. Да, действительно, после XVI века юродство уходит на периферию церковной жизни. С определенного момента — точнее сказать, в Синодальный период — Русская Православная Церковь начинает осторожно относиться к этому подвигу. Дело в том, что при сходстве внешних проявлений юродство могло иметь разные причины. Во-первых, это юродство в строгом смысле слова, то есть подвиг на почве борьбы с собственной гордыней ради преодоления соблазнов мира сего и ради спасения. Во-вторых, это поведение людей, не совсем здоровых психически (таких в народе называли «блаженненькими»). В-третьих, это псевдоюродство, когда люди действительно надевали на себя личину безумия, но не ради высоких христианских целей, не ради подражания Спасителю, а ради удовлетворения собственной гордыни, ради обретения каких-то благ — то есть здесь речь уже идет о духовном недуге, о состоянии прелести. И далеко не всегда легко было понять со стороны, какой же здесь случай.
— В чем Церковь видит миссию юродивых? То есть понятно, зачем этот подвиг был нужен тем, кто на него решался, но какая от него была польза окружающим?
— Подвиг юродства был более понятен людям, чем подвиг монаха-аскета. Ведь одно дело, когда монах в ограде монастыря, в тишине своей кельи достигает духовного совершенства — и совсем другое, когда человек живет на виду у народа, общается с ним, что-то говорит, своим «нестандартным» поведением показывает, насколько можно подвизаться, подражая Христу, не жалея ни своей красоты, ни молодости, ни физического здоровья, жить вопреки всему, в нищете, и вместе с тем сохранять чистоту духа и сердца. Я не говорю уж о том, что поведение юродивых — убогих, нуждающихся в помощи, в заботе, как-то подталкивало окружающих людей поддерживать их, быть добрыми, милосердными. То есть здесь и своего рода педагогика. Юродивые уже самим фактом своего существования, своим вызовом ценностям мирской жизни влияли на сознание народа.
— Вы сказали, что юродивый добровольно надевает на себя личину безумия. Но многие люди рационалистического склада считают, что все юродивые на самом деле были психически больными или страдали умственной отсталостью. Да, может, Бог и говорил через этих юродивых, — считают они, — но все равно там явные психиатрические диагнозы. Как Вы можете прокомментировать такой подход?
— Мне он кажется очень поверхностным. Во-первых, такие люди довольно слабо знают церковную историю и не способны видеть тот или иной случай юродства ни в духовном, ни в культурном, ни в историческом аспектах. Это всегда взгляд современного человека, свысока воспринимающего жизнь прошедших веков, считающего себя априори умнее своих предков. Да, если смотреть на всё с материалистических позиций, если напрочь отвергать и бытие Божие, и тем более воздействие Духа Святого на человека, то всякое отклонение от стандарта приходит
...ЕщёДИАГНОЗ НЕ СТАВИМ
— Вы сказали, что юродивый добровольно надевает на себя личину безумия. Но многие люди рационалистического склада считают, что все юродивые на самом деле были психически больными или страдали умственной отсталостью. Да, может, Бог и говорил через этих юродивых, — считают они, — но все равно там явные психиатрические диагнозы. Как Вы можете прокомментировать такой подход?
— Мне он кажется очень поверхностным. Во-первых, такие люди довольно слабо знают церковную историю и не способны видеть тот или иной случай юродства ни в духовном, ни в культурном, ни в историческом аспектах. Это всегда взгляд современного человека, свысока воспринимающего жизнь прошедших веков, считающего себя априори умнее своих предков. Да, если смотреть на всё с материалистических позиций, если напрочь отвергать и бытие Божие, и тем более воздействие Духа Святого на человека, то всякое отклонение от стандарта приходится объяснять психическими заболеваниями. Но с точки зрения верующего христианина юродивый может быть совершенно здоров психически, а поведение его обусловлено не медицинскими, а духовными причинами.
Во-вторых, такой подход некорректен и с медицинской точки зрения. Насколько мне известно, квалифицированные врачи-психиатры избегают ставить заочные диагнозы — им, чтобы говорить о наличии того или иного заболевания, необходимо лично осмотреть пациента. Никакие психиатры, как понимаете, прославленных Церковью юродивых не осматривали. Поэтому мнение, будто все юродивые были психически больны — это обывательское мнение, и проистекает оно не из особых познаний в психиатрии, а просто из застрявшей в голове материалистической картины мира.
Но действительно, слово «юродивый» в современном сознании синонимично «психически больному». Мы ведь уже говорили, что смысл слов с течением времени меняется, и на то есть разные причины — и законы развития языка, и, что в данном случае важнее, социокультурные изменения в обществе. Тут, конечно, очень повлиял процесс секуляризации. Ведь секуляризация — это не просто вытеснение Церкви из политической и общественной жизни. Не менее важно, что христианская система ценностей — по крайней мере, в рамках европейской культуры — стала попираться иными ценностями. А слова остались — но в новой системе координат приобрели уже новые смысловые оттенки. Именно потому современные люди и считают юродство синонимом психических отклонений. Не они лично привнесли этот смысл — они впитали его с детства.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 307
Поюродствовали немного, а теперь можно и обсудить.
— А почему подвиг юродства, расцвет которого приходится на XVI век, впоследствии почти сошел на нет?
— Это очень сложный вопрос, на который вряд ли кто-то может дать исчерпывающий ответ. Да, действительно, после XVI века юродство уходит на периферию церковной жизни. С определенного момента — точнее сказать, в Синодальный период — Русская Православная Церковь начинает осторожно относиться к этому подвигу. Дело в том, что при сходстве внешних проявлений юродство могло иметь разные причины. Во-первых, это юродство в строгом смысле слова, то есть подвиг на почве борьбы с собственной гордыней ради преодоления соблазнов мира сего и ради спасения. Во-вторых, это поведение людей, не совсем здоровых психически (таких в народе называли «блаженненькими»). В-третьих, это псевдоюродство, когда люди действительно надевали на себя личину безумия, но не ради высоких христианских целей, не ради подражан
...Ещё— А почему подвиг юродства, расцвет которого приходится на XVI век, впоследствии почти сошел на нет?
— Это очень сложный вопрос, на который вряд ли кто-то может дать исчерпывающий ответ. Да, действительно, после XVI века юродство уходит на периферию церковной жизни. С определенного момента — точнее сказать, в Синодальный период — Русская Православная Церковь начинает осторожно относиться к этому подвигу. Дело в том, что при сходстве внешних проявлений юродство могло иметь разные причины. Во-первых, это юродство в строгом смысле слова, то есть подвиг на почве борьбы с собственной гордыней ради преодоления соблазнов мира сего и ради спасения. Во-вторых, это поведение людей, не совсем здоровых психически (таких в народе называли «блаженненькими»). В-третьих, это псевдоюродство, когда люди действительно надевали на себя личину безумия, но не ради высоких христианских целей, не ради подражания Спасителю, а ради удовлетворения собственной гордыни, ради обретения каких-то благ — то есть здесь речь уже идет о духовном недуге, о состоянии прелести. И далеко не всегда легко было понять со стороны, какой же здесь случай.
— В чем Церковь видит миссию юродивых? То есть понятно, зачем этот подвиг был нужен тем, кто на него решался, но какая от него была польза окружающим?
— Подвиг юродства был более понятен людям, чем подвиг монаха-аскета. Ведь одно дело, когда монах в ограде монастыря, в тишине своей кельи достигает духовного совершенства — и совсем другое, когда человек живет на виду у народа, общается с ним, что-то говорит, своим «нестандартным» поведением показывает, насколько можно подвизаться, подражая Христу, не жалея ни своей красоты, ни молодости, ни физического здоровья, жить вопреки всему, в нищете, и вместе с тем сохранять чистоту духа и сердца. Я не говорю уж о том, что поведение юродивых — убогих, нуждающихся в помощи, в заботе, как-то подталкивало окружающих людей поддерживать их, быть добрыми, милосердными. То есть здесь и своего рода педагогика. Юродивые уже самим фактом своего существования, своим вызовом ценностям мирской жизни влияли на сознание народа.
—
Вы сказали, что юродивый добровольно надевает на себя личину безумия.
Но многие люди рационалистического склада считают, что все юродивые на
самом деле были психически больными или страдали умственной отсталостью.
Да, может, Бог и говорил через этих юродивых, — считают они, — но все
равно там явные психиатрические диагнозы. Как Вы можете
прокомментировать такой подход?
—
...ЕщёДИАГНОЗ НЕ СТАВИММне он кажется очень поверхностным. Во-первых, такие люди довольно
слабо знают церковную историю и не способны видеть тот или иной случай
юродства ни в духовном, ни в культурном, ни в историческом аспектах. Это
всегда взгляд современного человека, свысока воспринимающего жизнь
прошедших веков, считающего себя априори умнее своих предков. Да, если
смотреть на всё с материалистических позиций, если напрочь отвергать и
бытие Божие, и тем более воздействие Духа Святого на человека, то всякое
отклонение от стандарта приходит
—
Вы сказали, что юродивый добровольно надевает на себя личину безумия.
Но многие люди рационалистического склада считают, что все юродивые на
самом деле были психически больными или страдали умственной отсталостью.
Да, может, Бог и говорил через этих юродивых, — считают они, — но все
равно там явные психиатрические диагнозы. Как Вы можете
прокомментировать такой подход?
—
Мне он кажется очень поверхностным. Во-первых, такие люди довольно
слабо знают церковную историю и не способны видеть тот или иной случай
юродства ни в духовном, ни в культурном, ни в историческом аспектах. Это
всегда взгляд современного человека, свысока воспринимающего жизнь
прошедших веков, считающего себя априори умнее своих предков. Да, если
смотреть на всё с материалистических позиций, если напрочь отвергать и
бытие Божие, и тем более воздействие Духа Святого на человека, то всякое
отклонение от стандарта приходится объяснять психическими
заболеваниями. Но с точки зрения верующего христианина юродивый может
быть совершенно здоров психически, а поведение его обусловлено не
медицинскими, а духовными причинами.
Во-вторых,
такой подход некорректен и с медицинской точки зрения. Насколько мне
известно, квалифицированные врачи-психиатры избегают ставить заочные
диагнозы — им, чтобы говорить о наличии того или иного заболевания,
необходимо лично осмотреть пациента. Никакие психиатры, как понимаете,
прославленных Церковью юродивых не осматривали. Поэтому мнение, будто
все юродивые были психически больны — это обывательское мнение, и
проистекает оно не из особых познаний в психиатрии, а просто из
застрявшей в голове материалистической картины мира.
Но
действительно, слово «юродивый» в современном сознании синонимично
«психически больному». Мы ведь уже говорили, что смысл слов с течением
времени меняется, и на то есть разные причины — и законы развития языка,
и, что в данном случае важнее, социокультурные изменения в обществе.
Тут, конечно, очень повлиял процесс секуляризации. Ведь секуляризация —
это не просто вытеснение Церкви из политической и общественной жизни. Не
менее важно, что христианская система ценностей — по крайней мере, в
рамках европейской культуры — стала попираться иными ценностями. А слова
остались — но в новой системе координат приобрели уже новые смысловые
оттенки. Именно потому современные люди и считают юродство синонимом
психических отклонений. Не они лично привнесли этот смысл — они впитали
его с детства.