Свентокшиская бригада / Фото:
tvn24.pl
Когда стала приближаться Красная Армия, бригада, опасаясь возмездия, вместе с нацистами решила уходить на запад. Журналист цитирует запись воспоминаний подполковника «Богуна»:
«На 15-й день текущего месяца большевистские танки атаковали нас с востока. Для спасения бригады я договорился с командованием немецких укреплений, чтобы нам было разрешено пройти через их линию на запад. Таким образом, мы вступили в состояние неведения боевых действий с немцами на неопределенный срок». По мере дальнейшего наступления советских войск бригада продолжала вместе с гитлеровцами отступать на запад и в результате оказалась в окрестностях Брно в Чехословакии.
Там, как отмечает Мариуш Новик, подразделение полностью было взято под опеку вермахта: при штабе появились немецкие связисты, а члены бригады стали получать немецкий армейский паек.
Помимо этого, нацисты стали готовить формирование для проведения диверсий в тылу Красной Армии. Журналист приводит информацию, опубликованную историком, а ныне сенатором Яном Жарином в «Бюллетене Института национальной памяти»:
«Вчера (28) как гром ударило нас сообщение, с молниеносной быстротой передаваемое из уст в уста, что мы возвращаемся обратно в Польшу, рассказал один из бойцов бригады. Каким образом? Так вот, фантастическим. Немцы предложили нам проект заброса нас в качестве парашютистов в тыл большевицкого фронта, чтобы устраивать большевикам диверсии. <…> Эту новость мы восприняли с энтузиазмом, хотя среди нас есть такие, которые бледнеют при мысли о прыжке с самолета. <…> Я полагаю, что если немцы смогут остановить большевистское нашествие, то эти планы осуществятся, и в скором времени мы снова окажемся на наших родных землях как маленькие диверсионные отряды».
Но Красная Армия наступала так быстро, что этим «грандиозным» планам не суждено было сбыться и Свентокшиская бригада отступила еще дальше на запад, где встретилась с американскими войсками.
Американцы посчитали ее за союзное соединение и даже доверили под контроль небольшую оккупационную зону в районе городе Пльзень. Однако здесь, как обращает внимание Мариуш Новак, через некоторое время разразился скандал.
На рубеже июля и августа 1945 года в британском журнале Daily Chronicle появилась статья под названием «Польские фашисты правят пятью чешскими деревнями», где напоминалось о сотрудничестве бригады с гитлеровцами.
«Хотя трудно в это поверить, 1,5 тысячи вооруженных поляков из пресловутой фашистской подпольной армии НВС фактически оккупируют пять деревень, населенных немцами в районе Бехмервальд, в 35 милях к западу от Пльзени», — говорилось в материале.Эффект от публикации оказался мгновенным — бригада тут же была расформирована и на этом завершила свой «боевой путь».
Впрочем, подобная точка зрения на деятельность Свентокшиской бригады сейчас в Польше полностью отметается проправительственными политиками и историками.
Приведенные факты трактуются исключительно как «коммунистическая пропаганда», а сотрудничество формирования с нацистами стыдливо именуется «тактическим взаимодействием».
Тем не менее в стране есть историки, которые совершенно не комплексуют по этому поводу и называют вещи своими именами. Так, Петр Зыхович, имеющий в стране репутацию скандального исторического публициста, дал интервью изданию Do Rzeczy, где подтвердил, что Свентокшиская бригада сотрудничала с нацистами:
«Однако могу сказать, что Свентокшиская бригада НВС была не единственным польским партизанским подразделением, которое сотрудничало с немцами. Было больше таких случаев. Например, на Виленщине и Новгрудщине (Гроднеской области — прим. RuBaltic.Ru), где поляки и немцы имели общего врага — большевистских партизан. Это был враг номер один. Несколько местных командиров АК заключили пакты о ненападении с местными немецкими командирами. Немцы поставляли оружие, а аковцы (члены АК — прим. RuBaltic.Ru) с его помощью уничтожали Советы. Самый громкий такой случай, конечно, Адольф Пильх «Гора» — «Долина». Этот офицер в 1944 году, в условиях, когда приближалась Красная Армия, собрал своих людей и, договорившись с немцами, ушел аж под Варшаву», — подчеркнул он.
Историк также подтверждает факты уничтожения Свентокшиской бригадой представителей коммунистического подполья:
«Да, это правда. НВС боролись с формированиями Армии Людовой. Но мне трудно понять, почему это расценивается как обвинение. Коммунисты хотели, чтобы Польша после войны потеряла независимость и была подчинена Советскому Союзу. Они были тогда представителями враждебной державы, врагами Польской Республики».
В то же время Зыхович поддержал решение Анджея Дуды о патронате над торжествами, заявив, что он предпочитает, чтобы президент «возлагал венки солдатам НВС, чем Народного Войска Польского».
Следует отметить, что нынешние польские власти неслучайно воздают почести немецким коллаборационистам из Свентокшиской бригады. В новой концепции истории, которую они усиленно продвигают, освобождение Польши Красной Армией было не освобождением, а новой оккупацией, и советский «оккупант» был ничем не лучше, а то и хуже немецкого.
Чествование «героев» из НВС, для которых Советы, а не нацисты были врагом номер один, полностью вписывается в этот исторический нарратив и позволяет сместить акценты. Ведь получается, что именно СССР, а не нацистская Германия был главным врагом Польши во Второй мировой войне.
В свою очередь, такая трактовка истории позволит поднять градус ненависти к России в польском обществе, что и является целью правящей партии «ПиС», паразитирующей на русофобии.
Комментарии 8
Ибо приведут к катастрофе " СВЕХЧЕЛОВЕКИ" ТЧК
Процветать ВСЕМ и жить в добрососедских отношениях на ЕДИНОЙ законодательной основе ТЧК