Ребенком Мария Ефимовна жила в белорусской деревне Ляци, что в Могилевской области. Когда начали бомбить, мужчин в селе не было: всех забрали на фронт. Лишь женщины, дети и немощные оставались. И все они, конечно, кинулись врассыпную. Потом немцы заехали на мотоциклах. В касках да с автоматами в руках.
"Гуси, куры бегают, а они их с автоматов начали расстреливать. По людям не стреляли, хотели припугнуть. Выгнали из хат и заселились в них сами. Мы жили в сараях и кладовках", - рассказала бабушка.
Продолжалось это недолго. Как оказалось, фашисты никого не трогали, потому что у них был свой более изощренный план по убийству невинных людей. Они собрали всех жителей и погнали, как какое-то стадо, в другое поселение - деревню Высокий дуб. Люди шли пешком неделю. С редкими остановками и в суровую зиму. В Высоком дубе немцы "сжалились" и разрешили пленникам переночевать в доме. Жителей обеих деревень они загнали в маленькую хату. Было настолько тесно, что люди едва могли сесть, не говоря уже о том, чтобы прилечь. Потом толпу пару недель гнали в другое поселение - Микуль-Городок.
"Было очень холодно. Все шли в том, во что изначально были одеты. Я тогда болела тифом, и мама на меня успела накидать всякого, - вспоминала Мария Ефимовна. - Нас пересадили в большую телегу, потому что идти уже не могли. Первым умер мой братик Коля. Он попросил хлеба. Мама отломила ему маленький кусочек, он взял его и так и не проглотил. Ему было лет 7 лет. Мама как заплакала, а кучер-немец, который командовал, повернулся и сказал ей по-русски, чтобы она не плакала, а то каратели тело выкинут. А мне сказал, чтобы я подняла голову, потому что тоже могут выкинуть. Среди плохих людей иногда попадаются хорошие".
"А после были Озаричи", - сказала она и по телу прошлась дрожь.
В марте 1944 года командующий 9-й армии генерал танковых войск Харце приказал создать у переднего края немецкой обороны три концентрационных лагеря. Один из них находился на болоте у поселка Дерть, второй - в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий - у деревни Подосинник в болоте. Эти три лагеря, в которых содержалось около 50 тысяч советских граждан, получили название "Озаричского лагеря смерти". Сюда под предлогом эвакуации привозили стариков, нетрудоспособных женщин и детей из белорусских городов и деревнь.
Мемориальный комплекс "Озаричи".
Комментарии 9