Сколько коррупционеров уже сбежали в Дубай?
Наличие у сенатора арабской визы активно муссировалось в СМИ. И в условиях информационного вакуума, сопровождавшего последовавший за арестом Арашукова визит Патрушева в ОАЭ, появилось большое число версий. Одну из них высказал заместитель генерального директора Transparency International Russia Илья Шуманов. Комментируя арест Арашукова в эфире «Радио Свобода», он заявил: «Объем выведенных через страны Ближнего Востока денежных средств, которые были похищены в России, кратно выше, чем мы ожидаем… Значительная часть Северного Кавказа в качестве приоритета выбирает не европейские страны, а страны Ближнего Востока, куда деньги выводить».
По мнению Шуманова, на встрече Патрушева и шейха аль-Нахайяна речь могла идти именно о сотрудничестве по обмену финансовой информацией. К настоящему времени такого документа между двумя странами не подписано. Всего лишь три года назад был подписан двусторонний договор России и ОАЭ о выдаче для уголовного преследования и о взаимной помощи по уголовным делам (подготовка документа к ратификации заняла два года).
Сегодня Арабские Эмираты (и в первую очередь, конечно, Дубай) являются пристанищем для многих высокопоставленных беглецов. В частности, еще в 2015 скрылись от уголовного преследования в России два депутата Народного собрания Дагестана, управляющий республиканским отделением Пенсионного фонда Сагид Муртазалиев и управляющий отделением фонда в Кизляре и Кизлярском районе Омар Асадулаев.
В ОАЭ скрылись также два фигуранта уголовных дела, возбужденных в отношении топ-менеджеров финансово-промышленной группы «Сумма» (ее владелец – выходец из Дагестана Зиявудин Магомедов).
В прошлом году в дагестанских СМИ также появилась информация о бегстве в Дубай управляющего республиканским отделением Россельхозбанка Гитиномагомеда Гаджимагомедова.
Прошлым летом дагестанские интернет ресурсы сообщали о бегстве в Дубай и управляющего республиканским Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) Дагестана Магомеда Сулейманова. В августе он был арестован уже в России: по версии следствия, был организатором преступного сообщества, причинившего ущерб фонду в размере 210 млн. рублей.
До сих пор скрывается, предположительно в ОАЭ, также офицер чеченского батальона «Север» Руслан Мухудинов, обвиняемый в организации убийства политика Бориса Немцова. Он заочно арестован и объявлен в федеральный и международный розыск.
Действительно ли средства, выведенные по коррупционным каналам из регионов Северного Кавказа, стоит искать на Ближнем Востоке? Этот вопрос «Свободная пресса» обсудила с нашим постоянным экспертом, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.
– Что касается «газового дела», то на мой взгляд, оно было инициировано новым полпредом Александром Матовниковым. Достаточно познакомиться с его краткой биографией, чтобы понять, что это – очень серьезный человек. Он был направлен на Северный Кавказ вслед за нынешним главой Дагестана Владимиром Васильевым (напомню, в прошлом – начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России) для наведения порядка в разных областях. И в первую очередь в экономике.
Матовников с 3 июля 2018 является постоянным членом Совбеза РФ, а такое не с каждым полпредом президента случается. Поэтому, как мне представляется, задержание Арашуковых – это только начало других серьезных следственных действий, прежде всего в Карачаево-Черкесии.
Очевидно, есть связь северокавказских элит и с ближневосточными, о чем говорит Илья Шуманов. На Ближнем Востоке Дубай в финансовом плане играет роль Лондона: он является крупнейшим финансовым центром. По оценкам Министерства экономики ОАЭ, прямые иностранные инвестиции в страну в прошлом году составили $ 11,5 млрд., и большая часть пришлась именно на Дубай.
Основные отрасли для легального инвестирования – это электронная коммерция, финтех, блокчейн. А вот насчет потока «черных» денег ничего конкретного пока сказать не могу. Но, скорее всего, нет дыма без огня: визит главы российского Совбеза в ОАЭ, тем более сразу после задержания Арашуковых, о чем-то да говорит. Да и в ОАЭ регулярно сбегают люди с Северного Кавказа, которым есть чего опасаться в России.
Значит, явно был прямой смысл Патрушеву туда съездить.
Комментарии 5