После того как администрация Трампа опубликовала так называемый "кремлевский список", самого американского президента и составителей этого перечня из числа сотрудников Госдепа и Казначейства США подвергли жесточайшей критике за мягкость и нежелание наносить "российским олигархам" по-настоящему серьезный урон. Среди критиков особенно выделялся консультант Госдепартамента и эксперт аналитического центра "Атлантический совет", патологический русофоб Андерс Аслунд, который заявил, что "кремлевский список" — это "попытка кого-то очень высокопоставленного сделать так, чтобы правительство США и конгресс выглядели смехотворно". Американские СМИ, Демократическая партия и даже президентские союзники-республиканцы в едином порыве заклеймили Трампа, потребовали "продолжения банкета" и довольно быстро вынудили руководителя Казначейства Стивена Мначина пообещать новый транш антироссийских санкций, который на этот раз, вероятно, привел бы к серьезным политическим последствиям.
На прошлой неделе Минфин США опубликовал новый санкционный список, чем вызвал бурный восторг определенной части российского и американского медиакласса, который снова начал смаковать теорию о том, что волна "олигархического протеста" захлестнет российского президента и заставит его изменить свою внешнюю политику.
С прагматической точки зрения, которую разделяют в том числе здравомыслящие западные эксперты, такое развитие событий представляется маловероятным, а санкционная политика вашингтонской администрации в долгосрочной перспективе окажет позитивное воздействие на российский бизнес-истеблишмент.
Судя по реакции околофинансовой медийной тусовки, типичный комментарий типичного аналитика, который воспроизводит типичные страхи, взгляды и чаяния этой самой тусовки, должен обязательно содержать некий Главный Вывод ("эти новые санкции — принципиально новый виток напряженности и принципиально новая реальность"), а также подчеркивать, что, "когда до большинства потихоньку дойдет, что реально произошло, ситуация начнет меняться". Причем под изменением ситуации подразумевают серьезные экономические проблемы, падение курса рубля и другие ужастики из методички "Чем пугать избирателей Путина".
На практике, несмотря на панические распродажи некоторых акций и облигаций компаний, связанных с бизнесменами, включенными в санкционные списки, какого-то особого экономического воздействия на Россию ожидать не стоит, и в этом смысле даже американские эксперты не испытывают оптимизма. Журналистка издания The New Yorker Робин Райт опросила целый ряд американских "специалистов по России" и пришла к неутешительному выводу: "Санкции могут послать предупреждение, но в обозримой перспективе они мало что в силах изменить в политических или финансовых элитах, сообщили эксперты по России. Москва даже может извлечь пользу из санкций".
Логика сторонников версии о том, что все плохо и дальше будет совсем ужасно, по большому счету сводится к следующему сценарию. Если нескольким конкретным российским компаниям "перекрыли кислород", отключили от долларовой системы и закрыли для них рынок США, а также возможность продавать свои акции и облигации американским инвесторам и на рынках США, то теперь вообще все российские компании станут "токсичными" для любых внешних контрагентов, в том числе для европейских и китайских покупателей, поставщиков, инвесторов и банков. Из этого сценария следует далеко идущий вывод о том, что российскую экономику "успешно изолировали" и теперь ни о каком экономическом росте не может идти речи, а правительству вообще пора обнародовать программу антикризисных мер, ведь хипстеры из Москва-Сити в истерике: если их не успокоить, то скоро они начнут бунт прямо у офисных кулеров.
Комментарии 4