Хотел бы отметить, что основной состав этого персонала сбежал, бросил на произвол детей, родителей и детей, те работники, которые должны были отвечать за безопасность, за организацию эвакуации, они все первыми разбежались. У нас же практически нет потерь со стороны штата торгового центра. Вы правильно сказали – если всё организовано правильно. Но здесь всё ровно наоборот. Цель другая: запустить, повторяю, 50 арендаторов и собственников, которые занимались бизнесом, а всё остальное имело просто прикладной характер, совершенно безответственный характер и содержание.
В.Путин: Послушайте, нужно как следует с этим разобраться.
Что касается собственников, то, конечно, они должны появиться и поучаствовать во всей этой работе. Но собственники что, они сдали в аренду и всё, а обязанность органов власти – проконтролировать, как организована эта работа, и добиться того, чтобы она была поставлена на должный уровень, вот в чём дело. Ну что собственник? Сдал в аренду и сдал. А органы государственной власти, городские органы в данном случае, прежде всего должны обеспечить необходимый уровень безопасности.
А.Бастрыкин: Мы обязательно доберёмся до администрации, которая санкционировала всё это, разрешала. Но вот у меня список только арендаторов, которых мы нашли, 27 разнопрофильных организаций, и они никем, по сути дела, не контролировались, как они торгуют, как они охраняют всё это дело, как они обеспечивали безопасность и так дальше. Будем разбираться, начиная с администрации города, которая в 2013 году дала разрешение на преобразование этой кондитерской фабрики в торговый центр. Видимо, с большими нарушениями, в том числе и строительными. Будем проводить строительную экспертизу, разбираться до конца в этом вопросе.
В.Путин: Ваши сотрудники проверяли их? Или только два года назад и всё?
В.Пучков: Товарищ Президент Российской Федерации!
С учётом того, что там было 27 предприятий, это всё объекты малого бизнеса, которые получили налоговые каникулы.
В.Путин: Ну и что? Налоговые каникулы здесь при чём? Налоговые – это налоговые, а вопросы безопасности к налогам не относятся. Правильно?
В.Пучков: Контроль и надзор за малыми и средними предприятиями – тоже каникулы, товарищ Президент Российской Федерации.
В.Путин: Послушайте, к вопросам безопасности это не относится. При чём здесь каникулы? Вы говорите про налоговые каникулы и обеспечение безопасности – это разные вещи.
Первое чувство, когда говорят о количестве погибших и погибших детей, хочется не плакать, а реветь хочется. А когда послушаешь, что здесь сказано, уже другие чувства возникают, честно скажу.
Что по линии Минздрава делается?
В.Скворцова: Владимир Владимирович, с первого дня принято около 70 пациентов, более 50 получили амбулаторную помощь. Состояние было нетяжёлым, они отпущены и находятся под амбулаторным наблюдением.
В стационарах остаются 15 человек, из них 13 – с отравлением продуктами горения, угарным газом средней и лёгкой степени тяжести. Проведена квалифицированная терапия. На сегодняшний день у всех состояние относительно удовлетворительное, с хорошим улучшением. Из них двое потеряли детей в этой трагедии, находятся в острой стрессовой реакции. Работают психиатры, психотерапевты из Федерального центра Сербского.
Двое самых тяжёлых пациентов – комбинированные травмы вследствие падения с четвёртого этажа.
Самый тяжёлый – мальчик 11 лет: пневмонит, травматический ушиб лёгких, перелом костей таза. Находился в состоянии медикаментозной комы на искусственной вентиляции лёгких. В течение прошедших полутора суток состояние улучшилось, он стабильный, регрессировали отёк мозга и отёк плевральной полости. Сегодня повторно будет проведён консилиум с ведущими специалистами, детским анестезиологом-реаниматологом, с детским токсикологом. Планируется сегодня попытаться уже перевести его на собственное дыхание. Всё сейчас идёт по позитивному, слава богу, сценарию.
И молодой человек 18 лет, черепно-мозговая травма, травмированный ушиб мозга и тоже, соответственно, переломы лицевого скелета, удар грудной клетки. Его состояние существенно улучшилось, фактически относительно удовлетворительное, продолжается лечение. Всё, в общем, с хорошей динамикой.
Параллельно с этим организован кризисный центр для оказания помощи родственникам. Только за прошедший вчерашний день и за ночь обратились 69 родственников, острые стрессовые реакции, гипертонические кризы, декомпенсация ишемической болезни сердца. Специальная команда медиков с психотерапевтами работают со всеми родственниками.
И со вчерашнего дня активно работают судебно-медицинские эксперты. Сегодня прилетело руководство Федерального центра судебно-медицинской экспертизы, начата генетическая экспертиза в том случае, если тела не подлежат опознанию.
А.Бастрыкин: У нас таких тел, к сожалению, Владимир Владимирович, 37 человек, где нужно проводить генетическую экспертизу, иначе их не идентифицируют. Это займёт пару недель. Мы 17 человек уже идентифицировали с помощью медиков, там, где можно было по внешним признакам, остальные 37 – надо будет проводить специальное генетическое исследование.
В.Путин: Нужно дать правовую оценку действий каждого должностного лица. Внимательно всё изучить и дать правовую оценку. Нельзя прикрываться там какими-то каникулами. Справку никакую не получить без денег, а деньги заплатил – всё что угодно подпишут, вот в чём беда. И плевать хотели на безопасность людей. Вот из-за чего всё происходит.
Аман Гумирович, как Вы оцениваете ситуацию?
А.Тулеев: Владимир Владимирович, Вы лично звонили мне. Ещё раз спасибо великое. Прошу прощения лично у Вас за то, что случилось на нашей территории. Но когда я Вам докладывал, я говорил, что 27 без вести. А потом как снежный ком всё это стало накатываться. И после звонка, что погибла племянница, я уже всё понял. Но повторно не стал Вам звонить, потому что картина уже примерно представлялась. Остальное, Вы совершенно правильно сказали, на ровном месте: разгильдяйство, халатность, попустительство. Всё это видно.
Те, с кем я встречался, говорят, что был утренник, и там были фейерверки. Это предварительно, очевидцы говорят. И оттуда всё пошло. Ну, а дальше Вы знаете: двери закрыты, запасные выходы закрыты, и в полную мощь работает вентиляция в это же время, а дымоудаления никакого нет.
Александр Иванович работает, мы ему всем, чем можем, поможем.
Сейчас идут очень мощные нападки: вот, мол, это налоговые каникулы, бизнес и так далее. Я их прекращаю. Как Вы сказали, просто дословно, чтобы прекратить. Они были, есть и будут, и бизнес – это основа экономики, мы будем развивать. Но это не улица с односторонним движением. У нас тоже есть ответственность, в первую очередь – безопасность в местах скопления детей, людей.
Дальше началось, как обычно. На горе людском – вся оппозиционная сила в момент приехала: идут по домам, идут на предприятия, которые рядом расположены, в жилой сектор. Сегодня там где-то человек 200. Это вообще не родственники погибших. Мы работаем с ними, говорим: «Нельзя, это святотатство, когда горе, а ты пытаешься на этом решить какие-то свои проблемы».
Теперь по семьям, по нашим мерам. Всё делаем так, как Вы провели по шахте Распадской.
Первое. Уже оказана помощь по миллиону рублей (помимо Правительства) каждой семье. Счёт открыт, но дело не в том. У меня уже более 20 лет прошло с гибели сына, а боль всё равно остаётся. То есть нужно время. И вот это время не так, что прошло 40 дней и забыли про семьи. Мы по каждой семье разработаем программу так, как Вы делали по шахте Распадской. Вы лично всё это делали. И до 18 лет, у кого живые дети остались, мы их будем вести, персонально вести. Это я Вам твёрдо обещаю.
Дальше. С каждой семьёй уже мы начинаем приём. Я лично каждую семью приму, но приму пока тех, кто в состоянии, как Вы делали. Пока кто в состоянии, а остальное пойдёт по нарастающей. Все до единого будут приняты. Сейчас уже решаются вопросы по долгам, по кредитам. Это житейские проблемы, которые они выдвигают. За каждой семьёй персонально закреплён врач, психолог, работник социальной защиты, причём это люди с богатым житейским опытом.
Здесь я Вам обещаю, всё будет сделано, всё возможное. Здесь просто эту сторону надо отбросить. Моя задача – не допустить того, что творится, того, что это вороньё на чужом горе пытается спекулировать и добиваться непонятно каких целей.
Владимир Владимирович, трагедия большая, но опыт работы, тот, который был на «Распадской», полностью применяется у нас.
Спасибо.
В.Путин: Надо сделать всё, чтобы людям помочь.
А.Тулеев: Сделаем, Владимир Владимирович. Товарищ Президент, я Вам обещаю, лично обещаю. Никогда, когда говорил, Вы помните, не подводил и делал. Да, большое горе, всё понимаю, через личную призму всё это провожу. Я сделаю это всё, сделаю.
Спасибо.
<…>
Комментарии 38