Когда «Газпром» прекратил поставки газа на Украину, он не счёл нужным скрывать, что это было сделано в ответ на несправедливое решение Стокгольмского арбитража, который, по итогам рассмотрения двух исковых заявлений («Газпрома» к «Нафтогазу» и «Нафтогаза» к «Газпрому») решил взыскать с «Газпрома» в пользу Киева 2,56 миллиарда долларов
Но «Газпром» не только прекратил поставки газа, он заявил о начале процедуры разрыва всех контрактов, включая контракт на транзит, действующий до 2019 года включительно.
Заметим, что, во-первых, «Газпром» подал апелляцию на решение Стокгольмского арбитража. Во-вторых, «Газпром» подал иск о расторжении контракта в тот же Стокгольмский арбитраж, решение которого послужило основанием для этого иска. В-третьих, до сих пор ни один эксперт ни смог объяснить, как «Газпром» будет выполнять свои контрактные обязательства перед Европой, если контракт реально будет расторгнут. До вступления в строй «Северного потока — 2» и «Турецкого потока», отказ от использования украинской ГТС приведёт к дефициту мощностей для прокачки как минимум 60-70 млрд. кубометров газа.
Вряд ли «Газпром» рассчитывает сослаться на форс-мажор. Ведь он сам выступает инициатором расторжения транзитного контракта, то есть лишает себя необходимых транзитных мощностей. Но и предположить, что руководство газового гиганта приняло эмоциональное непродуманное решение также невозможно. Во-первых, опыт предыдущих газовых конфликтов с Украиной, опыт продвижения «потоков», опыт борьбы с США и Катаром за европейский рынок газа, развернувшейся по всему Ближнему Востоку — всё свидетельствует о том, что руководство «Газпрома» очень далеко и точно просчитывает свои действия. Во-вторых, решения такого масштаба и таких последствий, руководство государственной компании не может принять без согласования с высшим руководством страны. К числу невероятных стоит отнести и предположение о том, что в «Газпроме» могли принять решение, основанное на эмоциях, причем одновременно с Кремлём.
Начнём с арбитража. Теперь необходимо очень хорошо подумать о судьбе апелляции «Газпрома». Если она будет удовлетворена, то и вопрос расторжения контракта может отпасть сам собой. Исправили ошибку — и ладно.
Также очень хорошо надо думать Европе. А если «Газпром» и впрямь расторгнет контракт на транзит? Проблемы-то у него будут. Но для экономики ЕС это будет смертельный удар. Стоит ли рисковать? Или проще надавить на шведов, чтобы судили тщательнее? Европейцы ведь умеют прозревать в нужный момент.
Но лучше всех надо думать Украине. Это ведь её пытались профинансировать за счёт «Газпрома» при помощи решения Стокгольмского арбитража. 2,5 миллиарда долларов — как раз та сумма, которой должно хватить Порошенко, чтобы продержаться до начала президентской избирательной кампании. Очевидно, некоторые партнёры на Западе решили, что Россия поскрипит и смирится с этим откровенным кидком, опасаясь, что активное противодействие поставит под удар «Северный поток — 2». Да и терпеть до 2019 года (когда срок действия контракта закончится) осталось недолго.
Комментарии 65