Но, во-первых, тут речь идет о "внутренних провинциях", где с появлением трубопровода конкурентов у российской нефтяной марки ESPO (с учетом стоимости доставки) вообще не будет.
А во-вторых, поскольку имеются в виду поставки из "внутренней России" во "внутренние провинции Китая", то многократно снижаются риски доставки. А это в условиях нынешнего нестабильного международного положения, если смотреть хотя бы на пару десятилетий вперед, и для Российской Федерации, и для Китайской Народной Республики едва ли не важнее всего.
И во многом именно это, помимо чисто экономических соображений, и подтолкнуло в свое время российское правительство еще во времена путинского премьерства одобрить соглашение с Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере, предполагающее строительство ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан на Китай. Соответствующие контракты были подписаны в 2010 году между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China National Petroleum Corporation), "Транснефтью", "Газпромом", "Лукойлом" и "Роснефтью".
Первоначальная проектная мощность — 15 миллионов тонн — успела удвоиться, и перспективы проекта уже произведенными работами вовсе не ограничиваются. И дело тут не только в том, что китайцам нужна нефть и безопасные маршруты ее транспортировки (море — это хорошо и дешево, но есть нюансы с точки зрения глобальной безопасности). Нам, в свою очередь, необходимо развивать гигантские, богатейшие, но пока крайне малонаселенные — да что там, почти безлюдные, — пространства Восточной Сибири. И лучшего драйвера, чем расширение геологоразведки, нефтедобычи и транспортировки, автоматически тянущих за собой какую-никакую, а инфраструктуру, на первом этапе тут как-то даже и придумать-то тяжело. Достаточно сказать, что только для обеспечения электроэнергией объектов нефтепровода ВСТО в течение только первых двух лет потребовалась прокладка более 800 километров ЛЭП и строительство 14 объектов сети.
Поэтому, несмотря на то, что вести переговорами с китайской стороной всегда трудно, одна за другой проблемы, стоящие перед нашими странами, пусть тяжело и компромиссно, но взаимовыгодно решаются.
В связи с чем можно вспомнить мудрую пословицу про то, что добрый сосед лучше злого родственника. В контексте поведения как бы "родственных" нам европейцев в особенности.
Комментарии 14