Когда началась Ленинградско-Новгородская операция, расчёт Шорина прокладывал путь пехоте, а при отражении контратаки фашистов, заняв выгодную позицию на фланге, сумел огнём своего пулемёта (уже системы Горюнова) заставить противника залечь. Взрывом бомбы пулемётчиков засыпало землёй. Но придя в себя, они, несмотря на ранение Шорина в левое плечо, продолжали разить фашистов. За тот бой Павел Шорин был награждён орденом Отечественной войны I степени, а Николай Быков – орденом Красной Звезды.
О дальнейшей судьбе пулемётчика Шорина я узнал от Александра Максовича Шилова, который по рекомендации одной из ветеранских организаций в 1986 году встретился с известным фронтовиком и решил написать его портрет. Вот что поведал мне знаменитый мастер кисти.
Таких мужественных и стойких людей, как пулемётчик Павел Шорин, снайпер Иван Ларкин, на российской земле тысячи
– Рядовой Павел Петрович Шорин позднее воевал на 3-м Прибалтийском фронте, в составе того же стрелкового полка. В боях за Псков 22 июля 1944 года он огнём своего пулемёта поддерживал атаку пехоты, трижды под бешеным огнём противника меняя позицию. Был контужен и тяжело ранен в обе ноги. Очнулся в медсанбате, когда ноги уже были ампутированы. За тот бой Павел был представлен комдивом генерал-майором Дмитрием Лукьяновым к третьему боевому ордену – Отечественной войны I степени.
Последовали долгие месяцы лечения в тыловом эвакогоспитале. Шорин, поправившись, вернулся домой, в Архангельскую область. Родственники сделали всё возможное, чтобы вчерашний воин чувствовал себя востребованным.
– В таких случаях, бывает, многие опускаются, кто-то даже спивается, – заметил я, слушая рассказ Шилова.
– Нет, этот человек не спился, не пошёл по миру с протянутой рукой, – ответил портретист. – Он нашёл по себе работу, вырастил сына. Разве это не образец человеческого мужества?
– Вам удалось как-то разговорить своего героя, говорят, он безнадёжный молчун.
– Не скажите. Павел Петрович оказался очень интересным и искренним собеседником. «Александр Максович, – сказал он после знакомства. – Когда я ощутил, что у меня нет ног, захотелось кричать, но я тогда сдержал себя. Ведь не один я такой. Постепенно смирился со своим положением, попросил родственников придумать для меня какое-то занятие. Стал плести корзины. Получилось. Потом начал слесарничать. Тоже пошло. Приобщился к радиоделу. Понравилось. Я стал ощущать себя полезным человеком, а по праздникам надевал свою солдатскую гимнастёрку с гвардейским знаком, тремя орденами Отечественной войны и медалями. Земляки окружили меня вниманием и заботой. Главное, я сохранял спокойствие, как будто ничего трагического со мной не произошло. Порода, что ли, такая у нас, у русских людей. До конца стоим на родной земле. Не сдаёмся.
– Всё это удалось отразить на портрете?
– Думаю, что да. Кажется, что Павел Петрович безмолвно говорит с портрета: «Ребята! Жить надо во что бы то ни стало». В 1987 году, – продолжил рассказ Александр Максович, – мне удалось организовать несколько передвижных выставок, посвящённых Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. На каждой из них я выставлял портрет Шорина, к которому проявляли живой интерес в Новгороде, Твери, Туле, Смоленске, Севастополе.
Особенно тепло встретили портрет в Новгороде. Ведь новгородскую землю освобождал отважный пулемётчик. Так что Павел Шорин всегда будет жить в сердцах миллионов россиян, – заключил нашу беседу Александр Шилов.
Комментарии 42
Крепкого Здоровья Ветеранам ВОВ, блокадникам Ленинррада!!!
Вечная Память ушедшим...
Ленинграда