Немецкие асы с ужасом называли его ,,Страшным соколом,,! Во время Великой Отечественной войны лётчик Иван Фёдоров сбил 49 вражеских самолётов лично. И ещё 47 в группе. Это не считая сбитых в Испании 24 самолета и 7 в Корее, и 2 тарана, "попутно" заслужил более 100 орденов и медалей (наших и иностранных). Здесь необходимо сделать отступление и пояснить, как вообще велась в авиации официальная статистика. Надо признать, что "социалистический учёт" у наших лётчиков был организован чрезвычайно жестко.
У немцев хватало доклада пилота, чтобы его победа в воздушном бою была признана и отмечена. Личные показания советских лётчиков в расчёт не принимались. Не очень-то учитывались и свидетельства других участников боя. Даже специальная киносъёмка не являлась доказательством, поскольку только фиксировала попадание снарядов в цель, а не её уничтожение. Исключительно "подтверждение с земли" имело документальное значение.
Естественно, настоящие боевые лётчики чурались унизительной "бухгалтерии": для них главным было уничтожить врага, а не доказывать собственное геройство.Например, на официальном победном счету известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина 59 сбитых вражеских самолётов, но знаю, что "по памяти" Александр Иванович мог бы и удвоить эту цифру. И трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 сбитых самолёта) тоже, помню, уходил от прямого ответа о количестве своих побед: "Да посмотри в энциклопедическом словаре, там написано".
Федорова неоднократно представляли к званию Героя Советского Союза. Но "Золотая Звезда" всё как-то "пролетала" мимо пилота. Дело в том, что Иван Фёдоров был... лётчиком-штрафником. Совершеннейшим секретом было то, что в 3-й Воздушной армии, которой в годы войны командовал Громов, действовало уникальное соединение - полк асов- лётчиков штрафников. Само появление этого уникального лётчика в Воздушной армии Михаила Громова похоже на захватывающий авантюрный боевик.
Иван Евграфович Фёдоров окончил Луганскую школу военных лётчиков. В 19 лет уже командовал эскадрильей. Свой первый воздушный бой выиграл в небе Испании. Здесь он, получив кличку "Красный дьявол", совершил 286 боевых вылетов и сбил 24 (два - тараном!) самолёта противника. Но так вышло, что главной его наградой за войну в Испании стал поцелуй Долорес Ибаррури. Поцелуем восхищённая Пасионария (Пламенная), которую испанцы боготворили, отметила личное мужество "русского Ивана". А вот дома ему не повезло.
Потому что "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, к которой Иван Фёдоров был представлен, "пролетела" мимо. Уже перед самым награждением Фёдоров ввязался в отчаянную драку с танкистами, которые, на беду свою, неуважительно отозвались о роли авиации в боевых условиях.
В первые дни Великой Отечественной войны Иван Фёдоров обратился к командующему ВВС РККА с просьбой отправить на фронт. Но оказался на авиазаводе в Горьком, где ему было поручено "ставить на крыло" новые самолёты, которые после "обкатки" сразу улетали на боевые позиции. С "несправедливостью" Иван смириться не мог, поэтому опять стал забрасывать всех мыслимых начальников требованиями об отправке на передовую. У
вы, настойчивые его рапорты оставались без ответа. И тогда он решился на отчаянный шаг. Однажды, подняв в воздух новенький истребитель и закрутив три "мёртвые петли" подряд, Иван для пущего куража пролетел ещё и под мостом через Оку и взял курс на запад. Охрана моста в панике даже обстреляла хулиганский самолёт.А Иван полетел к знаменитому Громову. С ним, как и с Валерием Чкаловым, Фёдоров был лично знаком с довоенных времен.
Несанкционированно приземлившись на нужном аэродроме, он лихо отрапортовал ошарашенному Громову:
- Товарищ генерал! Лётчик - испытатель Фёдоров прибыл в ваше распоряжение.
- Трибунал для "дезертира" был неминуем. По военному времени могли и "вышку" датьВот так Иван Фёдоров и возглавил полк лётчиков-штрафников. За "работу" штрафники брались любую: сопровождали наши бомбардировщики и штурмовики, прикрывали с воздуха пехоту, отбивали вражеские воздушные атаки.
Однажды во время разведывательного полёта Фёдоров со своим ведомым обнаружили у линии фронта группу вражеских самолётов с размалёванными фюзеляжами. Хваленые немецкие асы! Наши лётчики тут же - двое против четырнадцати! - завязали бой. Три немецких самолёта завалили сразу, остальные стали улепетывать в паническом беспорядке. Комендантская команда, побывав потом на месте сражения, доставила в штаб документы и личные награды сбитых немецких асов. Фёдорову преподнесли "персональные трофеи" - маузер и кортик командира немецкой лётной группы. Командуя лётчиками-штрафниками, Фёдоров всего за несколько месяцев лично сбил 15 самолётов (это очевидные и задокументированные победы).
Свою "вину" штрафное воинство искупало исключительно кровью, а самой желанной наградой была возможность вернуться после "искупления" в родную часть. .В середине августа 1942 года в 3-ю Воздушную армию Громова стали прибывать лётчики, в предписаниях которых однообразно значилось: "Направляется в группу истребителей - штрафников". Естественно, разрешённая "группа" очень быстро разрослась до размеров полка. Юридически несуществующего. И возглавлял этих отчаянных храбрецов Иван Евграфович Фёдоров.
В 1944 году Фёдоров уже командовал авиадивизией - обычной, не штрафной. И его опять (в который уж раз!!!) представили к званию Героя. И опять безрезультатно!
- Меня не раз лишали званий, выгоняли, сажали под арест, считали хулиганом и в воздухе, и на земле, но, слава Богу, крыльев не лишали, - уже в мирные дни вспоминал Иван Евграфович.
После войны он работал в КБ Лавочкина. Начиналась эра реактивной авиации. Испытывая эти новейшие самолёты, Фёдоров "попутно" установил десяток мировых рекордов. Когда однажды главного конструктора вдруг вызвали к Сталину, Семён Алексеевич Лавочкин взял с собой в Кремль и лётчика-испытателя, так как знал, что вождь очень интересуется деталями поведения сверхзвуковых истребителей в воздухе.
Сталин с уважением и симпатией относился к Лавочкину, чем тот и воспользовался при встрече. "Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф - пилот, - подтолкнул он к вождю Ивана. - Воевал. Неоднократно представлялся к званию Героя".
Сталин задумался, с интересом буравя Фёдорова своим тяжёлым взглядом, попыхивая трубкой. Потом пообещал: "Разберёмся!"
И в Марте 1948 года Иван Фёдоров получил давно заслуженную награду - "Золотую Звезду" Героя. Но и после этого, как говорится, не остепенился. Не поубавилось у официального теперь героя бесшабашности: в небе Кореи он пополнил счёт своих личных боевых побед ещё на 7 сбитых самолётов.
Справедливости ради необходимо уточнить, что "дожидаясь" "Золотой Звезды" и уже с нею Иван Евграфович Фёдоров "попутно" заслужил более 100 орденов и медалей (наших и иностранных) - за боевые заслуги и испытательную работу.
Приходилось Ивану Фёдорову поднимать в небо и самолёты с ядерными боеголовками на борту. Но это уже другая история... А вообще коротко о штрафных частях СССР.
Всем офицерам, штрафникам и командирам штрафных батальонов, трудными дорогами войны прошедшим от Сталинграда до Берлина, посвящается
"Освистанные смертным ветром, в буранах, ливнях и в пыли, мы километр за километром к своей заветной цели шли, "Штрафные части использовались, как правило, на самых опасных участках фронта, им поручали проведение разведки боем, прорыв переднего края противника и т. п.
Причем, вооружены они были не хуже строевых частей.Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны в наших Вооруженных Силах создавались не только штрафные роты и батальоны, но и штрафные эскадрильи. Самую первую из них в 1942 году возглавил ныне Герой Советского Союза Иван Евграфович Федоров.
Недавно с документов, регламентирующих организацию штрафных эскадрилий, был снят гриф «Секретно», и в Центральном архиве Министерства обороны можно ознакомиться со спасительным для многих проштрафившихся летчиков приказом Ставки ВГК. Он был подписан Сталиным 4 августа 1942 года и устанавливал введение в воздушных армиях штрафных эскадрилий.
Как известно, Сталин очень ценил летчиков, на подготовку которых затрачивалось немалое количество времени и средств. Когда Верховному доложили, что немалое их число из-за разгильдяйства попадает в штрафные батальоны, то есть, перестает летать, он запретил такую практику и ввел институт штрафных эскадрилий. Фашистские асы с ужасом называли советских летчиков из штрафных эскадрилий «страшными соколами».
Также были штрафные части Военно-морского флота. Всего за годы войны в Красной Армии было создано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Время существования у них было различным, некоторые расформировывались через несколько месяцев после создания, другие же воевали до конца войны, дойдя до Берлина.
Максимальное количество одновременно существовавших штрафрот в июле 1943 года составило 335 единиц. Были случаи, когда отличившиеся штрафные роты в полном составе переводили в разряд строевых. Всего за время Великой Отечественной войны через штрафные части Красной Армии прошло 427 910 человек, что составляет 1,24 % от числа военнослужащих, прошедших через советские вооруженные силы за годы Отечественной, а погибло их 5%! .
Свою вину (реальную или мнимую) подавляющее большинство «штрафников» искупило с честью. Причем, многие — своей жизнью!
Комментарии 52