В результате санкций, которые были наложены на Москву после присоединения Крыма в 2014 году, Кремль столкнулся с непростой задачей. Как пишет
foreignpolicy.com, экономические санкции поставили под угрозу программы военной модернизации страны, отрезав Россию от высококлассных европейских военных датчиков, программного обеспечения, судовых двигателей и другого оборудования, которое было важно для возрождения некогда умирающей российской обороны.
Но, по словам некоторых чиновников Минобороны и экспертов по российским методам ведения войны, даже учитывая возможное будущее смягчение санкций при новой администрации президента США Дональда Трампа, Москва уже успела придумать некоторые творческие — и, скорее всего, постоянные — обходные пути, которые могут сделать армию РФ не только более приспособленной в долгосрочной перспективе, но и принести доход в казну.
Одним из наиболее серьезных наказаний стало решение Франции в 2015 году отменить продажу двух вертолетоносцев "Мистраль" в Россию, за которые Париж вернул около $1 млрд, уже выплаченных Москвой.
Хотя изначально это выглядело публичным унижением для Москвы, но в конечном итоге России удалось на этом еще и заработать.
Россия не только получила назад свои $1 млрд, но и продала 50 уже построенных вертолетов Ка-52 для кораблей — вместе с российским коммуникационным оборудованием — Египту, который купил сами корабли у Франции с помощью кредита от Саудовской Аравии.
Один высокопоставленный чиновник Министерства обороны США рассказал в интервью Foreign Policy, что в целом Москва не ощутила в полной мере последствия действительно жестких санкции из-за отсутствия у США и Запада политической воли.
“Санкции не были достаточно сильны, – заявил чиновник, пожелавший остаться неназванным. – Для того, чтобы оказать желаемое влияние, нужно пойти гораздо дальше, чем Вашингтон и его европейские союзники, запретившие продажу военной техники русским".
В частности, Вашингтон не обеспечил полную заинтересованность со стороны международного сообщества, и Россия неустанно находила трещины в санкционных мерах за пределами своей традиционной Европейской базы снабжения.
Возьмем, например, шаг Германии по прекращению поставок дизельных двигателей для ВМФ России.
Отмена должна была подорвать важную часть модернизации российского флота, когда несколько новых корветов типа «Буян-М» на российских верфях дожидались своих немецких двигателей.
Кремль нашел другого поставщика довольно быстро. Дело в том, что пару лет назад Берлин продал несколько таких же двигателей Китаю, а китайцы быстро продублировали их на собственных фабриках. Российские чиновники забронировали билеты на рейс в Пекин, где заключили сделку о покупке более дешевых китайских подделок, которые, хотя и не так хороши, как их немецкие предшественники, но все-таки достаточно приличные, чтобы вывести российские корабли из сухого дока.
Подобным образом Москва продала Индии три других фрегата, ожидавших запрещенных дизельных двигателей украинского производства, окупив свои первоначальные инвестиции.
Что же касается некоторых важных электронных компонентов, которые Россия традиционно закупала у Запада для своей космической и ракетной промышленности, то здесь Москва обратилась к Южной Корее и другим странам Юго-Восточной Азии, которые никогда не следовали западным санкциям.
Если некоторые нынешние санкции будут отменены администрацией Трампа, как намекал когда-то новый президент, разрыв с европейской оборонной промышленностью, возможно, окажется постоянным.
“Я не думаю, что русские кинутся покупать эти вещи, - заявил Майкл Кофман, научный сотрудник некоммерческой исследовательской и аналитической организации CNA. – Они извлекли свой урок, они не намерены возвращаться к немецким и французским компаниям”.
Один из чиновников Министерства обороны заявил, что русские с начала санкций ждали удобного момента, а Путин, вероятно, рассчитывает, что при администрации Трампа — и после предстоящих французских и немецких выборов, где некоторые пророссийские партии наберут обороты — санкции будут отменены.
Продолжая наращивание оборонного потенциала, Москва также в последние годы демонстрирует созданную военную мощь. В конце прошлого года Москве удалось отправить свой авианосец "Адмирал Кузнецов" на свое первое боевое развертывание. Дислоцированные в прошлом году у берегов Сирии самолеты с авианосца совершали вылеты для поражения целей в Сирии в течение нескольких недель. Правда, с переменным успехом: два военных самолета упали в море после того, как им не удалось высадиться на судно в связи с техническими неполадками.
В минувшие выходные в Москве также объявили о 50-летнем соглашении с Сирией о базировании, что позволит российскому флоту держать все больше кораблей в порте Тартус и проводить более долгие операции вдали от своих домашних Балтийского и Черноморского портов, расширяя влияние Москвы на Ближнем Востоке.
Используя обходные пути Россия покупает оборудование не столь высокого качества, как европейские технологии. Однако работа продолжается и новый материал российского или китайского производства, который может быть и не дотягивает до стандартов НАТО, остается смертельным и эффективным для миссий, осуществляемых Москвой.
Речь идет о российском участии в Сирии — проводимом значительно позднее введения санкций – которое по всем признакам достигло своих целей сохранения режима Башара Аль-Асада у власти и продемонстрировало российскую мощь.
В понедельник шесть российских стратегических бомбардировщиков Ту-22 ударили по позициям ИГ в сирийском городе Дейр-эз-зор, взлетев к цели с территории Российской Федерации и пролетев над Ираном и Ираком.
И ранее в этом месяце Министерство обороны России сообщило об установке новых российских электронных систем оружия на пяти противолодочных кораблях класса «Удалой».
Тем не менее, Москва все еще получает помощь от европейских стран, не согласных с санкциями. Итальянская компания Iveco продолжает поставлять российской армии бронеавтомобили «Рысь», которые уже используются в Сирии.
Другие соглашения по оружию остаются в силе. Украинский производитель двигателей "Мотор Сич" до сих пор продает Москве сотни вертолетных двигателей в год, не в состоянии преодолеть зависимость от одного из своих крупнейших клиентов. Предвидя неизбежное, тем не менее, Россия постепенно наращивает свой потенциал, чтобы в конечном итоге заменить «Мотор Сич», и Кофман говорит, что через несколько лет Москва сможет делать собственные двигатели, без необходимости искать производителя за границей.
Комментарии 14
Где тогда "была" та европа, сша увернулись от "пинка", тогда.
И сейчас европа будет в ж..., а "старший брат" оставит ее с "носом",
Европа, учи уроки истории.