Пригласив Владимира Путина в Будапешт, премьер-министр Виктор Орбан вызвал на себя огонь серьезной критики. Однако для Орбана, визит президента Путина решает главный вопрос: возможность существования Венгрии как самодостаточного экономического и социального организма.
Виктор Орбан, наверно, один из последних политиков Европы, которого можно упрекнуть в русофилии. Многие выпускники российских ВУЗов, особенно в странах Восточной Европы, сталкиваются с подозрениями в «неблагонадежности», рано или поздно их карьера упирается в незримый, но непробиваемый потолок. Но Орбан на деньги Джорджа Сороса заканчивал Оксфорд, где его научным руководителем был известный своими антисоветскими взглядами польский философ Збигнев Пелчински. Политическую карьеру начинал в качестве активиста антикоммунистической студенческой организации, публично требовал вывода советских войск из Венгрии. Именно он, в первый раз заняв пост премьера, привел страну в НАТО и начал стремительную подготовку к членству Венгрии в Евросоюзе.
Как не крути – это совершенно не похоже на карьеру «русского попутчика», как его именует либеральная пресса Европы. Раз так, значит, речь идет не о неких личных симпатиях, а о веских причинах, по которым премьер считает важным поддержание конструктивных отношений с Россией.
Во-первых, это национальный интерес. За многие годы в венгерской и европейской политике Виктор Орбан успел понять, что, несмотря на утверждения о «единой Европе», в которой все государства мирно существуют ради общего блага своих жителей, никто не отменял стремления к достижению национальных целей. Более того, за 10 лет, прошедших после вступления Венгрии в ЕС, стало окончательно ясно: брюссельская «надстройка» с ее гигантской бюрократией служит не согласованию позиций всех членов союза и нахождению баланса интересов маленьких и больших государств, а скрытому доминированию сильных над слабыми. И по инерции, и сознательно ЕС превратился в корсет, который заставляет все время худеть одних, чтобы толстели другие.
Орбан понимает, что в рамках такой системы Венгрия никогда не сможет стать сильным экономически и значимым политически государством. Что она, вместе со всей Восточной Европой, обречена на роль ресурсного придатка — а главный ресурс для вымирающего Запада это дешевая рабочая сила — и рынка сбыта товаров европейских «грандов». И поэтому, для поддержания страны на плаву, ему нужно выйти за рамки сделки, на которую в конце девяностых годов он пошел сам — видимо, тогда еще веря в утверждения об «историческом возвращении в европейскую семью».
Для развития экономики нужна энергетика, значит — атомная электростанция и газопровод, на строительство которых требуется кредит в 10 миллиардов евро. А для его получения нужны хорошие отношения с Россией. Вот он, смысл визита В.Путина: существование Венгрии в качестве самодостаточного экономического и социального организма.
Во-вторых, «мейнстрим» Старого Света давно уже заклеймил Орбана как «плохого европейца», но им движет четкое понимание стратегического интересов Европы. Премьер отдает себе отчет в том, что на границе с Украиной невозможно построить стену и делать вид, что все, что за ней происходит, не касается счастливых членов эксклюзивного клуба, каковым считает себя ЕС. Рано или поздно, все проблемы скажутся и на европейской безопасности, и благополучии, и ценностях: в XXI веке просто нельзя позволить украинским националистам действовать так, как действовали их предки из УПА во времена гитлеровского фашизма. Ведь между поджогом синагог в те годы и Дома профсоюзов в Одессе в 2014 году качественной разницы нет. Украинская проблема – это внутриевропейская проблема, и в ее решении должны участвовать все европейцы. В этом контексте приглашение В.Путина — попытка спасти единство континента и перевести отношения Запада и Востока в конструктивное русло.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11