23 сентября 1608 года польские отряды Сапеги и Лисовского появились у стен Троице-Сергиевой Лавры. 29 сентября ими была послана в Лавру грамота с требованием о сдаче твердыни. Однако монахи, стрельцы и крестьяне из разоренных сел уже успели подготовиться к обороне. О сдаче поганым Православной святыни никто даже не задумывался, хотя обороняющихся было ровно в десять раз меньше - три тысячи. На польский ультиматум русские ответили: «Знайте, гордые начальники Сапега и Лисовский, что и десятилетний отрок посмеется над вами, ибо нет пользы человеку возлюбить тьму больше света, променять истину на ложь, свободу на рабство».
Гарнизон лавры состоял из монахов и присланного на подмогу Василием Шуйским отряда стрельцов. Всего защитников было 3000 человек. Обороной руководили осадные воеводы - князь Долгорукий и боярин Голохвостов.
Девять польских батарей громили крепость в течение 6 недель без заметного успеха. Безуспешные штурмы чередовались с вылазками осажденных. Инженеры Сапеги начали рыть минную галерею. Узнав от перебежчика, что поляки собираются снарядить подкоп миной, Долгорукий приказал открыть старый потайной ход, защищенный тремя дверьми, и произвел вылазку. Русские ворвались в минную галерею, где уже были заложены заряды, и подорвали их. Поскольку поляки не успели к этому времени забить (закупорить) галерею, взрыв произвел разрушения на польской стороне.
Обстрелы и приступы сменяли друг друга, таяло число защитников. Заканчивалось продовольствие, ощущалась нехватка воды, люди страдали от ран и холода, так как и дровяные запасы подходили к концу. Положение становилось безвыходным. Но по-прежнему наготове были котлы с кипящей смолой, пушки сурово смотрели в сторону захватчиков, и крепко держали оружие крестьяне, стрельцы и сами монахи. Каждый день осажденные молились Богу и служили молебны. Все чаще и чаще удавались дерзкие вылазки, после которых Лавра пополнялась скотом, дровами, водой, мукой, а также... пленными поляками. Время от времени небольшие русские отряды пробирались сквозь польскую блокаду на помощь осажденным. Но все равно положение оставалось грозным: зима 1609-1610 годов унесла жизни многих защитников. Люди погибали в бою на крепостных стенах, умирали от ран и болезней. Как грозная предвестница еще больших бед, в лавре-крепости началась цинга. Но и силы поляков были на исходе. Польский гонор постепенно сменялся озабоченностью, страхом и, наконец, отчаянием, а эти малочисленные но упрямые русские все не сдавались.
В январе 1610 года поляки после бесплодной пятнадцатимесячной осады, не выдержав русского сопротивления, обратились в бегство. Оборонна лавры стала несомненно одним из ключевых моментов в преодолении смуты.
Как напоминание о тех славных днях – пробоина от польского ядра на одной из дверей Троицкого храма.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 48