После продолжительной болезни скончался самый старый монарх в мире – король Саудовской Аравии Абдалла. Весть о смерти «нефтяного монарха» всколыхнула нефтяные рынки. Однако эксперты отмечают, что уход из жизни короля САР никак не повлияет на стоимость энергоносителей. Она изменится, но по другим, очень важным для всего Ближнего Востока причинам.
Отметим, что после новости о смерти руководителя крупнейшей в мире страны – экспортера нефти цены на черное золото марки WTI на бирже США подскочили. Мартовские фьючерсы на легкую нефть WTI подорожали на Нью-Йоркской бирже на 2,38%, или на 1,10 доллара до 47,41 доллара за баррель. Между тем цена на североморскую смесь Brent снизилась на 51 цент (1,04%), составив 48,52 доллара за баррель.
Приход к власти другого наследника не скажется на ценах на нефть, рассказал газете ВЗГЛЯД главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. «Ну придет новый король, и что, он установит новые цены? Для этого есть специалисты, которые получали хорошее образование в американских университетах, финансисты, экономисты, которые все подсчитывают, – объясняет он. – Может, что-то и начнет меняться, но мы об этом не узнаем, потому что, пока жив новый король, он будет держаться тише воды ниже травы, иначе его запросто переведут из наследных принцев в простые».
Саудовская Аравия будет продолжать обрушивать цены на нефть, высказал мнение в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский. «Она будет делать это для того, чтобы при этом обрушить американских производителей сланцевой нефти. САР все равно, что будет с Ираном или Россией, – это не ее проблема. Ее проблема – создать ситуацию, в которой зафиксируется, что производителями нефти являются страны Залива, а потребителями – американцы и европейцы. Они могут сбивать цены хоть до 20 долларов за баррель. Запасы у них прочные, гигантские внешние инвестиции, которые позволяют им продержаться. И чем больше они давят конкурентов, тем проще им потом будет выходить на обычные средневзвешенные для них цены, – утверждает эксперт. – Цены на нефть могут галопировать как угодно – это переоцененный продукт. И цены на него зависят не от смерти саудовского короля», – резюмирует Сатановский.
Ценам на углеводороды угрожают иные факторы, заявил газете ВЗГЛЯД политолог, президент Института религии и политики Александр Игнатенко. «Цены не зависят от того, что делают и предпринимают сами саудовцы. Кто бы что об этом ни думал, цены не замыкаются на Саудовской Аравии», – говорит эксперт. Игнатенко пояснил, что на Аравийском полуострове в зоне Персидского залива и Красного моря происходит множество событий, влияющих на конъюнктуру нефтяного рынка. Это и обострение ситуации на территории Сирии и Ирака, где идет борьба с «Исламским государством», и события в Йемене, где в свете возможного прихода к власти шиитского движения хуситов «Ансар Аллах» происходит де-факто распад государства, поскольку четыре провинции отказываются признавать эту формирующуюся власть. Сказываются на всем регионе и ирано-аравийские противоречия.
Кроме того, политолог указал на сложную внутриполитическую ситуацию в самой Саудовской Аравии: в восточной провинции Эль-Хаса идет «латентное шиитское бурление, можно даже сказать, восстание», отмечает он. «А ведь это нефтяная провинция, которая не может не влиять на ситуацию на углеводородном рынке в этой зоне. Кризисность в регионе будет возрастать, что самым существеннейшим образом влияет на стоимость углеводородов, и смерть короля Саудовской Аравии стала перышком, которое сломало спину верблюду», – подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что цена углеводородов зависит не только от потребностей растущих экономик в нефти, как, например, в случае с Китаем, и не только от освоения залежей сланцевой нефти в США, но и от возможностей добычи и доставки нефти из одного из главных нефтяных источников мира – с Аравийского полуострова.
Особенно стабильности цен на нефть угрожает обстановка в восточной провинции Эль-Хаса и Йемене, где хуситы контролируют нефтяные разработки. Но взрывоопасным остается весь регион, указал политолог. «Если добыча углеводородов будет затруднена или даже исключена в случае конфликта в зоне Персидского залива или Красного моря, если возникнут трудности с доставкой потребителям в Азиатско-Тихоокеанский регион и в Европу, что можно сделать только через Ормузский пролив, двигаясь в направлении Юго-Восточной Азии, и через Баб-эль-Мандебский пролив, двигаясь в направлении Европы, тогда стоимость нефти обязательно подскочит, – отметил Игнатенко. – И она уже начинает подскакивать. Все вышеупомянутые факторы, кроме большой аравийско-иранской войны, уже действуют», – подчеркнул эксперт.
Комментарии 34