Собственно, чтобы понять их нынешнее положение в Киргизии, я и задал вопрос: «Почему в письме от Патриарха, не было ни ваших имен, ни фамилий?». Алексей объяснил:
- Несколько причин. В интересах следствия и для безопасности ребенка, в первую очередь…
Алексей говорит очень правильно, но, с еле заметным акцентом.
- Много русских в Киргизии? Вот по вашему мнению?
- По сравнению с другими среднеазиатскими странами, нас много осталось после СССР. Нас примерно 350 тысяч, то есть, русские живут в Киргизии. Оказалось, что есть даже несколько общественных организаций, они следили за нашей историей и комментировали ее. «Русский народный собор», «Координационный совет соотечественников», раньше и не знали…
Алексей объясняет, что они захотели по закону разобраться с этой историей, и спускать ее не желали – «так каждый бы сделал, кто отвечает за безопасность близких». Он не говорит прямо, что без поддержки журналистов и участия России киргизские власти эту некрасивую историю тихо бы замели под ковер. Просто замечает: «Было бы тяжело чего-то добиться».
Несколько дней назад киргизские власти закрыли «дело об избиении». С участниками, а они все несовершеннолетние, провели профилактические беседы, а семье Ивана принесли извинения. Объективно, это чуть ли не первый случай с 1991 года. Никто и никогда перед русскими не извинялся, ни в Средней Азии, ни на Кавказе – чтобы там с ними не делали. И я объясняю Алексею и Ольге, что это уже очень много:
- Понимаете, Россия ввела в юридический оборот понятие «соотечественник» совсем недавно. Возможно, никто даже не подумал, что это слово накладывает и на Россию обязательства – заступаться за своих, хотя бы «мягкой силой». Пока нет отработанной схемы, технологии... А вы – на острие атаки. При этом, судя по реакции, в самой России большой запрос на справедливость для соотечественников.
Комментарии 11