И аренда при этом уже существенно подорожала за последние несколько лет, в результате чего сотни тысяч людей оказались выброшенными на улицы и теперь в лучшем случае живут в палатках или трейлерах. Причём многие из них не могут себе позволить платить за аренду недвижимости, даже имея работу.
Текущую ситуацию с массовой скупкой недвижимости крупными финансовыми фондами уже называют «геноцидом среднего класса». И в этом есть существенная доля истины. Потому что средний класс в США (и не только там) ассоциируется, прежде всего, с наличием собственного жилья. Дом, как основа и символ благополучия, часть «модус операнди» среднего класса.
А люди, которые ничем не владеют – это, правильно, новый пролетариат. Лишённые не только средств производства, но и жизненного пространства.
Это не «социализм», это «неофеодализм».
Более того, господин Шваб откровенно лукавит, когда называет такой порядок «новым». Нечто очень похожее уже было в истории.
И я даже могу назвать время и место – Чехия накануне Гуситских войн.
Когда-то мне попалась великолепная книга по истории этого периода, и там подробнейшим образом разбиралась экономическая подоплёка будущего конфликта. Как и в случае с Реформацией (которая началась на столетие позже), дело было не только в спорах относительно ритуалов и трактовках Священного Писания. Идеология – это всегда надстройка, а в основе всегда экономический базис.
Так вот, в конце четырнадцатого и начале пятнадцатого века практически вся недвижимость (и подавляющее большинство земель тоже) в Чехии принадлежала немцам. Как жилая, так и мастерские вместе с инструментами. И чтобы человеку было где жить и работать, он был вынужден большую часть своих заработков (зачастую и так достаточно скромных) отдавать за аренду.
Которая была
а) без права выкупа;
б) пожизненной, а иногда и наследственной.
Цитирую по памяти, «если ремесленник за день зарабатывал два гроша (мелкая монета), то один, а иногда даже и полтора гроша он отдавал немецкому рантье, владевшему его жилищем и мастерской».
Чем это закончилось, вам напомнить? Знаменитыми пражскими дефенестрациями 1419-го года. И последующими Гуситскими войнами, когда маленькая, но гордая Богемия 33 года вертела всю Священную Римскую Империю германского народа на своих, кхм, вагенбургах.
А попытки сохранить аналогичные порядки в других частях империи потом вызвали Реформацию, Крестьянскую войну, войны Лиг, Нидерландскую революцию (продолжавшуюся 80 лет) и так вплоть до Тридцатилетней войны.
С чего эти напыщенные недоучки, пытающиеся затащить весь мир в новый феодализм, решили, что в этот раз будет иначе и всё не закончится Яном Жижкой, Флорианом Гайером и Тилем Уленшпигелем? У меня нет ответа на этот вопрос.
Александр Роджерс
Геополитика
Комментарии 2