Некоторые мародерствовали и выходили из Белого дома с «сувенирами». Другие выбрасывали из окон стопки бумаг. В соцсети протестующие выкладывали фотографии с растоптанными портретами действующего президента Киргизии. Потом в здании возник сильный пожар, из окон повалили клубы дыма.
Позже протестующие пришли к зданию Государственного комитета нацбезопасности (ГКНБ), где в СИЗО содержался бывший президент Алмазбек Атамбаев. Его в июне приговорили к 11 годам лишения свободы по делу о коррупции. Бунтовщики сломали ворота, зашли на территорию и потребовали освободить политика. После переговоров начальство СИЗО вывело Атамбаева из изолятора. Тот под радостные крики сел в машину, ожидается, что он выступит на митинге оппозиции.
На свободу вышли и другие чиновники. Известно, что бунтовщики освободили бывшего премьер-министра Сапара Исакова, бывших депутатов Равшана Джеенбекова и Садыра Жапарова.
Последний первым добрался до площади Ала-Тоо. «Конечно, я не думал, что через три с половиной года меня выпустят таким образом. Я надеялся, что все будет законно. Но произошло то, что произошло», — сказал он под бурные овации сторонников.
Сомализация всей страны
Житель Бишкека Нурсултан рассказал «Известиям» о происходящем. «Интернет до сих пор не восстановили, все сидят через VPN. Я лично сижу через домашний Wi-Fi, его не отключали, только мобильный интернет. Как говорят знакомые, протестующие объединились с силовиками и вошли внутрь Белого дома. Хотели новых выборов, а свергли власть», — отмечает житель киргизской столицы. Другой житель Бишкека Искен говорит, что интернет и мобильная связь рааботают.
Директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов напоминает, что за годы независимости в Киргизии уже произошло две революции. «Главная проблема — коррупция. В стране считают, что депутаты работают только на свой карман. Президент не пользуется популярностью. Усугубил ситуацию жесткий карантин, из-за которого замер малый и средний бизнес. Есть запрос на наведение порядка, на “сильную руку”. Но удовлетворить этот запрос некому», — говорит эксперт. Он напоминает, что за месяц до парламентских выборов в стране закрыли все оружейные магазины. «Но мы видим, что киргизы обходятся и без оружия. Им достаточно палок и камней», — подчеркивает собеседник.
Политолог Александр Ведроуссов говорит, что электоральные процессы в республике тесно переплетены с клановой спецификой страны. «Говорить о классических демократических процедурах в Киргизии не приходится. Но даже в таких условиях видимость политического плюрализма, демократический декорум надо соблюдать. Иначе возникает риск того, что общественные настроения будут постоянно выплескиваться на улицы. Именно это мы сейчас наблюдаем в Бишкеке. И применение силы в отношении митингующих лишь усугубит кризисную ситуацию», — рассказал «Известиям» Ведроуссов.
Комментарии 7