Как видим, инциденты были хоть и не массовыми, но уже не единичными.
Следственный Комитет России возбудил по этим эпизодам уголовные дела – по «ч. 1 ст. 354.1 УК РФ — реабилитация нацизма, то есть одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского военного трибунала». И вот здесь требуются разъяснения, в проблему нужно вдуматься поглубже, даже чуть притушив эмоции.
Встанем на минуту на точку зрения строгого легиста и спросим: а где, собственно, в факте сопровождения выдуманного «Алексеева Василия Михайловича» фотографией Генриха Гиммлера есть одобрение преступлений нацизма? Чисто формально – сложно сказать. Если ну вот совсем-совсем строго, в духе американских юридических драм, то можно как-то вывернуться и «упасть на мороз»: был, де, такой советский полковник и был он, к сожалению, очень похож на Гиммлера, ну не повезло ему с внешним видом. А вы докажите, дескать, что не было такого полковника с такой внешностью!
Но мы не в американском кино про изобретательных адвокатов. Каждому нормальному человеку тут всё понятно: если что-то ходит как утка, крякает как утка и выглядит как утка – то это утка, и ни что иное. Если фотография нацистского преступника появляется не на форуме смешных фотожаб, а на сайте, посвящённом памяти героев войны, то это акт сознательного глумления и того, что привыкли называть «троллингом» — затёртое слово, из которого исчезла опасность.
Пару слов о троллинге, который за последние лет 15 превратил интернет в омерзительное место взаимного издевательства, хамства и травли. Начинаясь как площадка общения технических интеллигентов, как платформа взаимного общения по интересам и заинтересованности же в собеседнике, интернет чем дальше, тем больше скатывался в помойные глубины невероятной токсичности, абсолютной аморальности и предельного цинизма. И вот – о чудо! – в думу внесён законопроект, который приравнивает ругань и оскорбления в интернете к таковым в реальной жизни, и устанавливает за них симметричную ответственность! «Поправки предлагают штрафовать не только за оскорбления в неприличной форме, но также в «унизительной, оскорбляющей общественную нравственность» форме» — неужели это будет, наконец-то?! Неужели люди снова смогут по-человечески общаться друг с другом, а не как стая обезьян? Начнётся новая эпоха?
Так вот, к чему всё это было сказано: фото Гиммлера среди героев «Бессмертного полка» — это и есть «унизительная, оскорбляющая общественную нравственность форма». Идеально ложится формулировка на случай!
Но административный штраф, будем честно говорить, точно ли достаточен? Россияне, по результатам опроса ВЦИОМ, считают, скорее, иначе: «29% респондентов ВЦИОМ предлагают лишить участников провокации российского гражданства, если оно у них есть, а 26% — наказать уголовно, 23% — оштрафовать, 22% — ограничить доступ в Интернет человеку, который выложил фотографии нацистов».
Обратили внимание на приоритетное мнение – «лишить российского гражданства»? Это чрезвычайно точно! Общество инстинктивно чувствует, как повелось с древних времён, что лучшее наказание – это изгнание. Штраф, срок и т.п. – это как бы одно, а тут другое, более суровое: мы не хотим жить с тобой, мерзавец, вместе с одной стране. Даже если ты будешь в тюрьме. Даже если тебя оштрафуют до конфискации имущества. Ты – нечто, что не должно иметь к нашему народу никакого отношения! «Как два различных полюса, во всём враждебны мы».
Да тут ещё и посмотреть надо, разобраться, а есть ли у подонка (подонков) это самое российское гражданство! Потому что одной из первых фотография «полковника Алексеева» появилась на странице фейсбука некоего «одэсця» (не одессита, а его свидомого земляка) Павла Хрищанфовича с комментарием:
Комментарии 32