«Было известно, что под «Черным квадратом» было некое нижележащее
изображение. Мы выяснили, что таких изображений не одно, а два. И доказали, что первоначальное изображение – это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом», цвет которого вы видите в кракелюре, − это протосупрематическая композиция», – рассказала телеканалу «Культура» научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина.
Она также сообщила, что вместе со своими коллегами ей удалось расшифровать надпись на «Черном квадрате», которая считается авторской.
Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере».
Эта фраза отсылает к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник. Это произведение, которое Малевич никогда не видел. Значит, Казимир Малевич был не первым, кто изобразил черный квадрат!?
Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.
«Чёрный квадрат» это:
1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.
К сожалению, ни один из исследователей не пошел дальше поверхностного осмысления картины. Они видели только то, что лежало на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат.
Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина сделана им
под воздействием бессознательного, а точнее – под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» – не просто картина, «Чёрный квадрат» – это символ космического сознания.
Все исследователи не приняли в расчёт простейшую истину, а именно – закон начертательной геометрии, который гласит так: на плоскости реально можно отобразить только плоскость. Картина является плоскостью – значит, на ней реально можно изобразить только плоскую фигуру: квадрат. Люди со слаборазвитым воображением и видят в «Чёрном квадрате» только квадрат, и ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат! То есть, при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого.
Попробуйте включить воображение – и вы поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб.
Возможно, в этом и заключается секрет знаменитой картины!?Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится.
Миллионы людей, которых инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата», но им не хватало воображения, чтобы сделать последний шаг к осмыслению гениального полотна.
Комментарии 11
«Казимир Малевич задумывал "Черный квадрат" как знак конца искусства, картину, после которой уже ничего не может быть создано. Возможно, существует совсем другое значение "Квадрата". Эта картина не только разрушает, но служит источником вдохновения. Ведь конец – это всегда
начало чего-то нового».
(Юлия Волошина).
В среде современных ценителей искусства имя художника-авангардиста начала ХХ века Казимира Малевича считается знаковым. Вокруг его самого знаменитого полотна – «Черного квадрата» до сих пор не умолкают споры. Но что же видел в черном квадрате сам его создатель?
Неужели столь мрачно смотрел он на мир? Напротив, современники вспоминают, что был он человеком жизнерадостным и экстравагантным. Он – сын мастера киевского сахарного завода, приехал в Москву в 1905 году, когда ему исполнилось 27 лет. Здесь он присоединился к художникам-авнгардистам.Позже Малевич провозгласил свою художественную теорию,
названную супрематизмом и с гордостью заявлял, что его стараниями «предметы исчезли, как дым». А еще Малевич «со товарищи» любил расхаживать по Москве в диковинных одеждах, с редиской или расписной деревянной ложкой в петлице. Да и лица художников подчас были расписаны значками и фигурками. Скандальная выставка 1912 года, организованная художниками-бунтарями, называлась «...ЕщёВОКРУГ ЧЕРНОГО КВАДРАТА
В среде современных ценителей искусства имя художника-авангардиста начала ХХ века Казимира Малевича считается знаковым. Вокруг его самого знаменитого полотна – «Черного квадрата» до сих пор не умолкают споры. Но что же видел в черном квадрате сам его создатель?
Неужели столь мрачно смотрел он на мир? Напротив, современники вспоминают, что был он человеком жизнерадостным и экстравагантным. Он – сын мастера киевского сахарного завода, приехал в Москву в 1905 году, когда ему исполнилось 27 лет. Здесь он присоединился к художникам-авнгардистам.Позже Малевич провозгласил свою художественную теорию,
названную супрематизмом и с гордостью заявлял, что его стараниями «предметы исчезли, как дым». А еще Малевич «со товарищи» любил расхаживать по Москве в диковинных одеждах, с редиской или расписной деревянной ложкой в петлице. Да и лица художников подчас были расписаны значками и фигурками. Скандальная выставка 1912 года, организованная художниками-бунтарями, называлась «Ослиный хвост». Ведь великий реалист Илья Репин сказал, что их полотна смог бы нарисовать и осел, если б привязать кисть к его хвосту.
(Ольга Жукова, культуролог, 2011)