Андрей Вознесенский
«Ностальгия по настоящему»
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Будто послушник хочет к Господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.
Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.
Нас с тобой никто не расколет,
но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто тебя отнимает.
Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.
Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.
Всё из пластика — даже рубища,
надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка...
И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем — рост понимания».
Хлещет чёрная вода из крана,
хлещет ржавая, настоявшаяся,
хлещет красная вода из крана,
я дождусь — пойдёт настоящая.
Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю как тайну
ностальгию по настающему,
что настанет. Да не застану.
1975 г.
#РусскийПоэтическийКанон@prosodia
❓Чем это интересно: комментирует Александра Ирбе
«Ностальгия» - одно из самых проникновенных стихотворений второй половины прошлого века. Почти знаменитая фраза Фауста: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», только на современный манер.
С одной стороны, «Хлещет чёрная вода из крана, / хлещет ржавая, настоявшаяся, / хлещет красная вода из крана, / я дождусь — пойдёт настоящая» — это разумеется про 1970-е, про некоторую искусственность происходящего вокруг, про то, что когда открываешь кран после долгого перерыва, вначале идет черная и ржавая вода, а потом уже настоящая.
Но тут же: «Но прикусываю как тайну /ностальгию по настающему, /что настанет. Да не застану» — автор полагает, что «чистой воды из крана» можно и не дождаться. Иными словами, надо жить по-настоящему и настоящим, не откладывать жизнь на потом.
Здесь и про то, что подобие никогда не станет настоящим. «Когда слышу тирады подленькие/оступившегося товарища, /я ищу не подобья — подлинника, /по нему грущу, настоящему».
И снова, как и во многих стихах Вознесенского, возникает тема общности с космосом, с мирозданием. «Нас с тобою не будет в будущем, /а церковка…» — понятно, церковка будет.
Стихотворение имеет сложную ритмическую структуру. Напоминает ударник: ритм держится не на ударениях, а на основных ударных слогах.
Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.
В некоторых строках встречается и трехударный размер, что приближает стих к тонике. Но общую структуру стиха держат не только повторяющиеся сильные доли, не только соблюдение количества слогов, а также рифмовка (с большим количеством ассонансов и диссонансов), много рифм внутри строк, корневые рифмы, совпадение морфем, стилистические и лингвистические повторы.
Есть и общий звук «н», пронизывающий всю ткань стиха: «Я не знаю, как остальные…», «Нас с тобой никто не расколет». «Ностальгия..» — слово, создающее и основную интонацию и лейтмотив стиха.
Примечательна концовка стиха. У Вознесенского очень много экспериментов с семантикой слов. «Ностальгию по настающему» — это как?..» — спросил бы его въедливый редактор, не будь Вознесенский авангардистом. Ностальгия — тоска по родине, дому, тоска по прошлому, а у поэта - тоска по тому, что еще не настало. Поэт испытывает ностальгию заранее, по тому, чего не застанет.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1