Впервые о России Александр Дюма написал в 1840 году. И не в каких-нибудь там путевых заметках, он посвятил нашей стране целый роман – «Учитель фехтования», посвященный восстанию декабристов на Сенатской площади в 1825 году. Дело в том, что был у Дюма друг француз Гризье Огюстен Франсуа, который жил в России и давал уроки фехтования местным дворянам. Особенно дружен он был с будущими декабристами: Муравьевым, Анненковым. Иван Анненков в это время переживал бурный роман с соотечественницей Огюстена и Дюма – Полиной Гебль. И когда после восстания Анненкова отправили на каторгу в Сибирь, а Полина устремилась вслед за ним, именно Гризье помогал ей деньгами, связями и советами. После этого учитель фехтования вернулся во Францию и передал Александру Дюма свой дневник, который вел полтора года в России. Дюма вдохновился историей трогательной и преданной любви русского декабриста и французской барышни и сел за написание романа.
Он изменил имена главных героев, добавил персонажей, подкорректировал историю знакомства и… вложил в книгу все свои знания о России. Рассказ и про ледяной дом Анны Иоанновны, и про убийство Павла, и про восстание декабристов, естественно, и про сорокаградусные морозы. На этом фоне история любви, по мнению критиков, поблекла. Дюма оставил своих героев в 1826 году и забыл о них.
И вот в 1858 году он прибывает в Россию. К своему путешествию тщательно готовился. Обновлял и проверял свои познания о нашей стране, тщательно планировал маршрут. Сначала он прибыл в Петербург, потом посетил Москву.
Из Москвы Дюма отправился в Калязин, чтобы там сесть на пароход и по Волге отправиться в Нижний Новгород. Он очень хотел посетить знаменитую Нижегородскую ярмарку. Ярмарка впечатлила Дюма с первого взгляда: "Перед нами открылось такое зрелище, что я ахнул от удивления. С высоты мы увидели слияние Волги и ее притока Оки, перед нашими глазами было все поле ярмарки, то есть почти два квадратных лье земли, покрытой ларьками; среди них сновала многонациональная толпа: русские, татары, персы, китайцы, калмыки и Бог знает, кто еще. С высоты террасы Меркурия видны были четыре ярмарочных городка. Первый на острове между двумя рукавами Оки. Второй между озером Багронтосово и первым каналом Мещерского озера. Третий между двумя каналами, которые образуют это озеро. Наконец, четвертый городок простирался между вторым каналом и лесом. Этот городок целиком населен женщинами, то есть попросту это городок проституток; в нем от семи до восьми тысяч обитательниц."
На нижегородской земле у Дюма произошла важная встреча. Генерал-губернатор Муравьев пригласил его на прием и предупредил, что его ждет сюрприз. И вот лакей объявил: «Господин и госпожа Анненковы». Дюма вздрогнул: что-то знакомое показалось ему в этой фамилии. А Муравьев поспешил представить гостей друг другу: «Александр Дюма, писатель. Иван и Полина Анненковы – герой и героиня вашего романа». Супруги бросились в объятия Дюма и пересказали ему историю своей жизни: как потеряли на каторге троих из шестерых своих детей, как получили амнистию, как жили в Нижнем Новгороде.
Прасковья (Полина) предложила Дюма свои дневники, полные горьких воспоминаний, но возвращаться к роману и писать продолжение «Учителя фехтования» Дюма не стал. Тем более, что в России роман так и не издали: Николай Первый отправил Анненкова в ссылку в надежде на его забвение. А Дюма своим романом обеспечил бы ему славу и вечную память.
У нас роман вышел только в 1925 году, в годовщину восстания декабристов. А в Нижнем Новгороде и по сей день на улице Большой Печерской стоит дом №16 – памятник архитектуры. В нем когда-то жили Иван и Полина Анненковы – прототипы героев Александра Дюма.
Дюма останавливался в Нижнем Новгороде у господина Грасса, чей дом находился прямо у Чкаловской лестницы, и из окон особняка открывался потрясающий вид на город. В Нижнем он пробыл три дня и за тем на пароходе «Лоцман» отбыл в Казань.
89082373403 Viber
#экскурсиинижнийновгород
#прогулкипонижнему
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев