Автор рецензии - Jacopo Vigezzi.
«Landsbysladder» — восьмой студийный альбом Panzerpappa и их первая концептуальная работа. После шестилетнего перерыва, начавшегося с выхода «Summarisk Suite» в 2019 году, норвежский квинтет возвращается с «долгожданным» альбомом, посвященным слухам из маленького городка. Название — «Landsbysladder», что в переводе с норвежского означает «деревенские сплетни», — отражает объединяющую тему альбома: семь инструментальных композиций, в которых рассказывается о тайных драмах сплочённого сообщества. Panzerpappa давно славятся своим сложным, игривым инструментальным прог-роком. Как отмечает их лейбл, звучание группы сравнивают с новаторами эпохи Кентербери/RIO (Samla Mammas Manna, King Crimson, Фрэнк Заппа и т. д.), но при этом оно остаётся безошибочно Panzerpappa. Здесь они используют это наследие в рамках целостного повествования, сплетая «тёплые, мелодичные пассажи и резкие, замысловатые повороты», которые отражают непредсказуемый поток сплетен. Первый сингл «Åh, Nyhetspamp!» уже намекает на эти «причудливые, авантюрные звуковые ландшафты». Альбом открывается энергичным треком «Åh, Nyhetspamp», который сразу же демонстрирует фирменный стиль Panzerpappa. Яркие клавишные мотивы и анимированные деревянные духовые (саксофон/кларнет) переплетаются с плотной, сложной ритм-секцией. Гитары, духовые и синтезаторы обмениваются соло с точностью и остроумием — это сочетание технического мастерства и беззаботного задора. Эта композиция (также выпущенная в качестве ведущего сингла) отражает фирменное сочетание мелодии и динамики группы: игривая, но в то же время утончённая, она задаёт высокую планку для всего альбома. В «Kuldeskrik», самой длинной композиции группы, Panzerpappa погружаются в мрачную, задумчивую атмосферу, прежде чем перейти к полноценному прог-року. Завораживающее клавишное вступление создаёт угрюмое, атмосферное начало; чувствуется напряжение холодной ночи или медленно разгорающейся тайны. Когда к звучанию присоединяются другие инструменты — завывание ветра и гитарные переборы, — музыка достигает неистового пика. Ритм-секция создаёт напряжённый, драйвовый грув, поверх которого сплетаются обжигающие синтезаторные линии. Постоянные изменения тактового размера и сложные ритмические повороты позволяют каждому музыканту блистать в виртуозных ансамблевых пассажах. В результате получается острое, энергичное исполнение, которое поражает своей искренностью и подчёркивает фирменное сочетание технического мастерства и креативности Panzerpappa. Первая часть сюиты начинается с «Landsbysladder, Petty Four», которая разворачивается как старая деревенская сказка. Дуэт кларнета и фортепиано задаёт задумчивый, ретро-тон, словно навевающий воспоминания в оттенках сепии. Когда вступают барабаны и бас-гитара, пьеса превращается в оживлённую композицию в стиле авангард-прог/цыганский джаз. Энергичные гитарные и духовые партии исполняются в изящных дуэтах и перекличках на плавных ритмах, создавая почти шестиминутную сложную мелодическую беседу. В середине композиции группа делает поворот в сторону рока: жёсткие гитарные риффы усиливают микс, подводя музыку к технической кульминации прогрессивного рока. Этот более тяжёлый сегмент звучит плотно и чётко, но при этом мелодично, и в конце концов тема возвращается к основной лирической идее. В двух частях композиции «Landsbysladder, Petty Four» элегантность сочетается с мощью, предвещая разнообразие настроений в сюите. «Интермеццо Лэндсби» — это экспериментальный инструментальный отрывок, который служит для кратковременной очистки нёба. Абстрактные клавишные кластеры и нетрадиционная перкуссия создают любопытную, исследовательскую атмосферу. По мере развития композиции появляется электронный пульс, напоминающий современный краут-рок или эмбиент-электронику, который превращает трек в ритмичный минималистичный грув. Интермеццо ощущается как глоток свежего воздуха или взгляд со стороны: его необычные текстуры и устойчивый ритм контрастируют с окружающими композициями. Этот короткий экскурс расширяет границы альбома, намекая на влияние авангарда и электронной музыки, прежде чем вернуться к основной теме. Третья часть сюиты «Landsbysladder, Pas de Deux,» открывается меланхоличной джазовой атмосферой. Нежные фортепианные аккорды и тёплый саксофон создают задумчивое настроение, навевающее мысли о ночных танцевальных залах или давно забытых воспоминаниях. Далее группа постепенно усложняет композицию: появляются кружащиеся клавишные и гитарные паттерны, и пьеса плавно переходит от проникновенного фьюжн к авангардному прог-року. На протяжении всего произведения музыканты по очереди исполняют продолжительные инструментальные партии. Богатая камерная текстура сочетает в себе утончённые джазовые гармонии и авантюрные структуры. В нём слышны отголоски кентерберийской джазовой традиции (которую группа исследовала в своих прошлых альбомах), но они пропущены через уникальную призму Panzerpappa’s. В результате получился своего рода инструментальный танец — настоящее «па-де-де» — между жанрами, с изящными крещендо и тонкой игрой всех пяти участников. «Landsbyminiatyr» служит ностальгической передышкой. Всё начинается с простого, почти примитивного ритма — ручных барабанов и звуков, напоминающих маримбу, — которые придают музыке землистый оттенок. Вскоре мягкие духовые и клавишные инструменты сплетают нежную пасторальную мелодию. Саксофон (или кларнет) парит над мягким фоном в стиле прогрессив-фьюжн, его линии лиричны и свободны. Эта миниатюрная пьеса напоминает короткий рассказ, рассказанный в сумерках: уютный и в то же время задумчивый. В его лёгкости и мелодичности безошибочно угадываются отсылки к кентерберийской сцене, что Panzerpappa часто признавали в своих источниках вдохновения. Краткая, но запоминающаяся композиция «Landsbyminiatyr» переосмысливает тему из ранних работ группы (оригинал из их дебютного альбома 2000 года) в новом, более интимном свете. Альбом завершается восьмиминутным финалом «På Jolla, til Nordafjell», который отражает разнообразие альбома. Начиная с яркого синкопированного ритма, группа чередует искромётные интерлюдии в стиле джаз-фьюжн с полноценными фрагментами прогрессивного рока. Акустическая гитара и маримба сменяются зажигательными электрическими соло, а саксофон и кларнет то появляются, то исчезают, словно игривые комментаторы. На протяжении всего трека сложные изменения тактового размера делают его непредсказуемым, но захватывающим. Гитары и духовые инструменты постоянно переплетаются, создавая слои мелодии и контрапункта. По мере развития композиции этот звуковой гобелен набирает энергию: инструменты постепенно сливаются в мощное крещендо. К концу «På Jolla, til Nordafjell» звучит как финальное разоблачение — бурное и триумфальное — достойное завершение тематического путешествия по альбому. «Landsbysladder» группы Panzerpappa стоила того, чтобы её дождаться. Их первый концептуальный альбом демонстрирует творческий расцвет группы, подтверждая композиционное и техническое мастерство, которым восхищаются поклонники. Представленное здесь оригинальное сочетание джаза, рока, фьюжн и авангардного прогрессивного рока отличается богатым воображением и высокой степенью целостности, что не позволяет отнести его к какому-то одному жанру. В своих треках группа исследует множество граней своего звучания, плавно переходя от одного стиля и настроения к другому. Длинные инструментальные пассажи позволяют раскрыться каждой отточенной идее, подкреплённой меняющимися размерами и великолепными сольными партиями. В конце концов, «Landsbysladder» — это именно то, на что надеялась аудитория Panzerpappa: «инструментальное путешествие, бросающее вызов жанру», в котором отражена драма жизни в маленьком городке. Группа в очередной раз доказывает, почему она остаётся фаворитом в сообществе любителей прогрессивного рока. Этот альбом настоятельно рекомендуется поклонникам авантюрного инструментального прог-рока.
Нет комментариев