Рецензия с сайта TPA (the progressive aspect) автор - Basil Francis
Colosseum – Элегия: записи 1968-1971 [бокс-сет на 6CD]
Бэзил Фрэнсис 14 Февраля 2024
Когда дело доходит до поиска исполнителей, которые были основой прогрессивного рока, – меняя экспериментальную психоделию на нечто более целенаправленное и утонченное, – нельзя обойти вниманием Colosseum, основанный выдающимся барабанщиком Джоном Хисеманом после поездки в Рим. В то время как значительная часть их ранней дискографии вращается вокруг исполнения блюза в более джазовых, технических направлениях, одна конкретная композиция находится прямо в лагере "прог", и это The Valentyne Suite, инструментальный тур де форс, который, казалось, предсказал множество эпосов, которые появятся в следующем десятилетии. Одно это произведение стоит того, чтобы войти в этот охватывающий карьеру сет недолговечного оригинального Colosseum (до их воссоединения в 90-х).
Сет начинается соответственно с дебюта с многословным названием Те, кто вот-вот умрет, приветствуют тебя. Учитывая более примитивный характер альбома по сравнению с его божественным продолжением, я никогда по-настоящему не проникался им до этого прослушивания, хотя был рад еще одной возможности. Да, возможно, блюзовых песен слишком много, но они довольно беззаботные. Меня больше интересуют инструментальные номера, которых здесь предостаточно. Они, как правило, принимают форму неистовых тренировок, но одна особенно выделяется; Берегитесь мартовских идов кажется явным плагиатом A Whiter Shade of PaleПрокола Харума, но группа категорически опровергла это сравнение, заявив, что их просто вдохновило то же произведение Баха, что и Гэри Брукера и Мэтью Фишера. Фишер. Дэйв Гринслейд даже сказал мне то же самое в моем интервью с ним, но тот факт, что вы можете спеть текст A Whiter Shade of Pale поверх этого трека, вызывает у меня более чем небольшие сомнения.
В целом, это солидный первый альбом, полный идей и энергии, хотя ничто не подготовило фанатов к тому, что должно было произойти. В Соединенных Штатах этот альбом был выпущен позже с другим списком треков, включающим некоторые номера из Valentyne Suite, включая раннюю версию самой сюиты, в которой Остерегайтесь Мартовских идов в качестве заключительной части. Тематически это имело бы смысл, поскольку три раздела относятся к январю, февралю и марту, но группа решила улучшить трек и заменить The Grass is Greener на британском релизе. Я нигде не смог найти американскую версию The Valentyne Suite и очень надеялся, что она войдет в качестве бонус-трека в этот бокс-сет, но, увы, этого не произошло. Однако примечания к буклету проясняют некоторую путаницу, упоминая, что единственная причина, по которой Beware the Ides of March был добавлен в конец The Valentyne Suite в американской версии, заключается в нехватке времени, и группа никогда по-настоящему не считала эти два трека связанными, несмотря на использование названий месяцев в названиях треков.
Я познакомился с группой с их оригинального второго альбома, который начинается с The Kettle, потрясающей рок-/ блюзовой феерии, в которой Джон Хисман предстает во всей своей мощи. Первую сторону дополняют еще три блюзовых номера: напряженный Elegy, томный, джазовый биг-бэнд Butty's Blues и чуть более экспериментальный The Machine Требует жертв, кульминацией которого является причудливый ⅞ брейкдейл.
Это подводит нас к центральной достопримечательности, которая действительно нарушила все правила. В отличие от более свободных композиций прошлого, The Valentyne Suite кажется очень собранной, участники группы слегка импровизируют вокруг жесткой структуры. Разделенный на три довольно разные части, он содержит связующую тему, которая сигнализирует о начале нового раздела и придает сюите ощущение большей сплоченности. Как бы мне ни нравились прогрессивные тенденции январского альбома Search, в котором есть впечатляющее соло на Greenslade, заключительная часть, Трава зеленее, безусловно, моя любимая часть трека, в ней очень простая идея, которая выполнена безупречно. Начиная с громких фанфар, эта секция становится очень тихой в центре, прежде чем ускориться и стать громче в пиротехническом крещендо. Честно говоря, я не совсем уверен, как Хисман вообще продолжает играть в финальном темпе. В сюите Valentyne повсюду присутствуют проггические мотивы, это шедевр, который стал еще более заметным благодаря тому, что он является одним из самых первых прогрессивных сюит, когда-либо созданных.
Вместо него в США был выпущен другой альбом (поскольку в первом альбоме группы там уже была The Valentyne Suite, хотя и в другой форме). The Grass is Greener был записан после того, как к группе присоединился новый гитарист и вокалист Клем Клемпсон, так что этот странный гибридный альбом включал смесь новых и старых песен, которые были перезаписаны с использованием вокальных и гитарных партий Клемпсона. Единственный нетронутый трек - это Elegy, в котором все еще присутствует вокал Джеймса Литерленда. Это немного похоже на монстра Франкенштейна, если хотите знать мое мнение, но все равно довольно хорошо сочетается. И снова моя любимая часть - заглавный трек, который похож на британский релиз, но имеет некоторые заметные отличия. В американской версии, например, группа полностью замедляется в центре трека, а Хисман полностью останавливается, создавая наибольший контраст. Мне скорее нравится эта деталь, но я также предпочитаю некоторые барабанные партии и подачу британской версии, поэтому я предпочитаю слушать оба трека, в зависимости от того, в каком настроении я нахожусь. Версия Клемпсона, безусловно, становится более безумной перед финальной репризой главной темы.
Последующий альбом Daughter of Time добавит нового вокалиста, Криса Фарлоу, и полностью изменит звучание группы. Блюзовый фактор, который, казалось, почти определял группу, внезапно исчез, и мы перешли к более экспериментальному стилю. Отсутствие направления немного беспокоит, и когда группа меняет свою мелодию от трека к треку, становится немного сложно освоиться с этим диким альбомом. Тем не менее, есть множество прогговых моментов, которые насытят слушателя, например, во вступлении к заглавному треку.
Только на вступительном треке представлены все участники группы, поскольку в то время состав был в смятении, и это показывает неравномерность альбома. Самым большим сюрпризом для меня стала тема для воображаемого вестерна, которая у меня всегда ассоциировалась с группой Greenslade, но теперь я узнал, что впервые она была записана даже не здесь – она была на альбоме Джека Брюса 1969 года, Songs for a Tailor. Затем я узнаю, что в этом альбоме участвовали участники Colosseum Джон Хисман и Дик Хекстолл-Смит, а также Веревочная лестница на Луну (представлена на Трава зеленее). Я полагаю, Хисману и остальным так понравились эти песни, что они захотели заполучить их для себя.
Daughter of Time завершается восьмиминутным живым соло на ударных под названием The Time Machine (потому что барабанщик следит за временем, понимаете?). Это еще одно свидетельство того, что в то время группа изо всех сил пыталась создать новый материал, и, возможно, следовало подождать еще год, чтобы все утряслось и написать и записать более сплоченный альбом. Хотя я сам барабанщик, я могу с готовностью признать, что соло на ударных - одна из самых скучных вещей для прослушивания на концертном альбоме, не говоря уже о студийном альбоме. Когда вы смотрите соло на ударных вживую, это кажется более захватывающим и личным, но эта энергия не переносится на запись. Хисман - фантастический барабанщик, и у него исключительные способности, но даже он недостаточно выдающийся, чтобы восьмиминутное соло на ударных показалось стоящим на альбоме. Честно говоря, я бы предпочел записать еще одну-две песни.
Остается только концертная часть сета, распределенная по двум дискам, первый из которых является официальным альбомом Colosseum Live, выпущенным в 1971 году, а второй диск содержит отвергнутые концертные записи, сделанные в то же время. Этот раздел показывает, какой мощной силой была группа вживую, с буйной энергией, которой, казалось, хватало на весь сет. Расширенные версии их песен, которые растягиваются до десяти минут или дольше, часто могут быть довольно утомительными для прослушивания, и для этого нужно быть в правильном расположении духа. К счастью, бонусный диск исправляет вопиющую проблему с Colosseum Live, добавляя 21-минутную концертную запись The Valentyne Suite в завершение сета. Услышать этот звездный трек вживую так же замечательно, хотя я заметил, что саксофонист Дик Хекстолл-Смит, кажется, теряет всю свою энергию в самом конце, не подыгрывая репризе главной темы The Grass is Greener.
Чрезвычайно подробную историю начального периода Colosseum Малкольм Доум описывает в гигантском эссе из 6000 слов, которое, как я подозреваю, было создано путем объединения его произведений для отдельных переизданий вместе. Хотя читать это долго, приятно иметь всю информацию в одном месте, так же как замечательно собрать все оригинальные релизы Colosseum в одном аккуратном пакете. Даже если большинство их работ не сияют так ярко, как грандиозный опус группы, Colosseum по-прежнему играют важную роль в формировании прога как жанра, и если вы их еще не слушали, вы обязаны ради себя приобрести эту сверкающую коллекцию.
Комментарии 2