Интервью с Виктором Ивановичем Слободчиковым - доктором психологических наук, академиком РАО
- Виктор Иванович, расскажите в общих чертах, целомудрие - это врожденное качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?
- В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности.
Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.
Дом целомудрия - это семья. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют. Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас - это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях.
Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», - ничего не дают! Целомудрие существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей - посмотреть на свое собственное жизнеустройство, правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме.
Следовательно, целомудрие как внутреннее фундаментальное качество человека усваивается (заметим, не присваивается!) ребёнком через совместное бытие взрослых и детей. «Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.
- Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?
- Удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне - с эмоций, переживаний, картинок и т.д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.
Прямая угроза целомудрию - попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком, современная мама нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!
Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка - это колоссальная ответственность, искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».
Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее - профессионально подготовить к вузу.
Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями - только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека - ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу!
А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде своеобразного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, - носит растлительный характер».
Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель.
Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество - все должны понимать свою меру ответственности.
Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью - все потом, они никуда не денутся, главное - «туда» не опоздать, главное - «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям. Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, - между ребенком и родителями пропасть образовалась.
- Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?
- Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери.
Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире.
Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их.
Мужчина - это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава - это краеугольный камень, строитель семьи. Поэтому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.
Протоиерей Борис Ничипоров, православный психолог и педагог, воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики - от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя - ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю.
Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество - фундамент характера мальчика, и жертвенность - вершина его духовного облика.
Отец Борис подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Оно заполняется излишней мечтательностью и романтизмом, сопряженными нередко с частичной потерей чувства реальности.
Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Причиной тому являются отсутствие мужества и праздность. У современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок - это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев