ПОРИЦАЕМЫЕ КАЧЕСТВА
ГЛАВА 4
ГНЕВ
ПРИЧИНА ГНЕВА
Знайте, о мусульмане ,что пробуждает гнев непонимание сути мироздания : есть только один Всевышний, Создатель всего происходящего во вселенной, а люди ошибочно полагают, что всякое их деяние сотворено ими самими .
Нафс человека обладает двумя неотъемлемыми качествами ,присущими ему с рождения: первое — страсть ,второе — гнев. Страсть порождает домогательство ,похоть, алчность, долгие чаяния, любовь к мирской жизни и другие подобные им качества. А гнев порождает высокомерие, себялюбие, вражду ,зависть ,ненависть и другие подобные им скверные качества. Однако именно страсть и гнев берегут человека. Потому как страсть заставляет человека стремиться к тому, что приносит ему прибыль, а гнев ограждает человека от окружающих его опасностей. Поэтому полное избавление нафса от этих характерных его проявлений не приведёт человека к совершенству, напротив, укоренит в нём ущербность . Но и преобладание этих двух качеств в душе непременно ей навредит, взрастив ущербность в разуме и вере ( иман ) . Поэтому необходимо воспитывать человеческий нафс так , чтобы добиться соразмерности между этими двумя крайностями, — это и есть основная методика и суть суфийского пути, который исходит от Благословенного Ахмада صلي الله عليه وسلم ( одно из имён Пророка Мухаммада صلي الله عليه وسلم) . Ведь следуя этому пути, человеческий нафс замещает в себе порицаемые качества восхваляемыми : вместо страсти появляется любовь к Аллаху, на смену похоти приходит благочестте ,а гнев перерастает в ревность по отношению к предписаниям Всевышнего. Такое происходит со всеми порицаемыми качествами нафса.
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДЕНИЯХ
Все деяния и духовные состояния человека сосредоточены в его нафсе и сердце, состовляя суть внутреннего мира. Они проявляются в аль-Барзахе ( Аль-Барзах — потусторонний, невидимый мир, где после смерти пребывают души людей до наступления Судного Дня. — Ред. ) в виде различных образов ,которые могут исходить и от Божественного Нура ( света) ,и от мрака . Нужно уметь различать их происхождение. Есть несколько способов распознать эти образы. Итак, если в человеке преобладает сильная любовь к Всевышнему Аллаху и стремление к Его довольству ,то во сне это проявляется в виде славословия ( тасбих ) ,поминания Всевышнего ( зикр) ,поклонения, покорности Создателю, справедливости, искренности, богобоязненности ,а ,может быть, и в образе приятных на вкус плодов ( яблоко, виноград, тыква) или драгоценных камней, райских дев ,слуг — то есть в виде красивых и возвышенных образов . А если в человеке преобладает похоть или сила гнева ,то во сне он видит образы таких животных, как свинья, змея, бык и подобных им . В случае же, если человек охвачен гордыней, то это находит своё отражение во снах в виде таких животных, как лев, тигр, гепард и других хищников. А когда человек охвачен алчностью и скупостью, то это отображается в его снах в виде скорпионов ,пауков и других тварей. Все эти образы человек может увидеть и во сне, и наяву.
Человек, вступивший на путь самосовершенствования ( салик) ,на первых этапах борьбы со своим нафсом видит во сне себя, противостоящим зверем, животным и насекомым огромных размеров. Но по мере работы человека над собой они уменьшаются и становится ничтожно малы ,подобно мухам и комарам. Из этого следует, что необходимо бороться со своим нафсом, подавлять его путём постоянного самовоспитания ,уничтожая сначала наиболее губительную его часть, и только потом приступать к устранению менее разрушительного .
КАК ПОСТУПАТЬ ЕСЛИ ОХВАТЫВАЕТ ГНЕВ
Когда раба Всевышнего Аллаха охватывает состояние гнева ,ему ни в коем случае нельзя выходить за рамки истины и справедливости, напротив, необходимо следовать указанию Пророка صلي الله عليه وسلم: << Если один из вас начинает гневаться ,то пусть он хранит молчание >> . Гневающемуся необходимо совершить малое ритуальное омовение, ибо гнев подобен огню, а вода способна погасить его, на это также указал Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم.
Человек, которым начинает овладевать ярость, должен остерегаться того, чтобы это состояние не подтолкнуло его к порицаемому . Ведь подобное может привести к печальным последствиям ,к нарушению границ истины и справедливости. И пусть он помнит слова Пророка صلي الله عليه وسلم: << Есть три качества, которые спасают человека, и столько же качеств ,которые влекут за собой погибель. Спасающие — это богобоязненность скрытая и явная ( то есть среди людей и в одиночестве); следование слову истины, как в состоянии умиротворенности ,так и в гневе ,а также умеренность и в богатстве, и в бедности. Губящие же качества — это скупость ,который человек подчиняется ; страсть, за которой он следует, и восхищение своим мнением >> ( по другой версии << восхищение самим собой >>) .
Подытоживая вышесказанное, отметим ,что рабам Аллаха необходимо формировать свой нрав в соответствии с нравами Всевышнего. Об этом также сказал Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم: << Перенимайте нравы Аллаха >> . Подобно тому как Всевышний Аллах не гневается ради себя, так и человеку не следует гневаться и мстить ради себя самого. Так, если бы Всевышний Создатель гневался бы ради Себя, то тогда Он в одно мгновение погубил бы все Свои творения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев