ПОРИЦАЕМЫЕ КАЧЕСТВА
ГЛАВА 5
ХУЛА И СПЛЕТНИ
СУЩНОСТЬ ХУЛЫ И СПЛЕТЕН
Знай, да одарит Аллах тебя Своей помощью, что Пророк صلي الله عليه وسلم сказал: << Хула ( гиба)— это упоминание тобой человека словом, которое ему не нравится >> . Когда Пророк Мухаммада صلي الله عليه وسلم спросили: << О Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم على, а если то ,что я говорю, действительно есть в человеке?>>, он ответил: << Если то ,что ты говоришь, присуще ему, то ты совершил хулу, а если оное отсутствует в нём, то ты возвёл на человека клевету >> .( Клевета, наговор или поклёп ( бухтан ) — это великий грех, который по своей тяжести хуже, чем хула ( гиба) .
Что же касается сплетен ( намима) ,то это распространение между людьми информации, вызывающей смуту и раздор. Пречистый шариат строго запретил сплетни, ибо Пророк صلي الله عليه وسلم сказал: << Наиболее ненавистные из вас Всемогущему и Великому Аллаху те , кто распространяют сплетни, тем самым вносят раздор и смуту ( фитна ) среди людей >> .
ОПАСНОСТЬ ХУЛЫ И СПЛЕТЕН
Поистине, хула и сплетни — порицаемые качества. Это духовная скверна, при наличии которой человеку невозможно приблизиться к Всевышнему Аллаху, подобно тому как невозможно приблизиться к Нему при наличии физической нечистоты в совершений поклонения. И ,чтобы обрести спасение и довольство Аллаха, мюриду, вступившему на путь познания Господа ,крайне необходимо избавиться от порицаемым качеств. Об этом Всевышний Аллах сказал: ( смысл) << Обрёл великое счастье тот ,кого Всевышний Аллах очистил >> . Поистине, хула и сплетни — это одно из самых опасных препятствий, которое не даёт мюриду достичь довольство Всевышнего Аллаха.
Учёные-богословы обращают особое внимание на то, что хула, замечание недостатков людей и унижение их достоинства вызовет гнев Создателя на мюрида ,делая все деяния раба тщетными . Именно поэтому наставники тариката ( муршиды) предостерегают от распространения слухов о проступках своих братьев. Ведь возможно, что совершённый мюридом осуждаемый проступок был предопределён Всевышним Аллахом для того, чтобы запомнить брешь в религии этого раба ,возникшую из-за самодовольства или высокомерия. И ,быть может, благодаря искреннему покаянию в содеянном мюрид достигнет совершенства . Это подтверждают и слова Ибн Атаиллаха قدس سره: << Ослушание , которое привело к смиренности и состоянию надломленности нафса, лучше, чем познание, вызывающее у человека чувства горделивности и высокомерия >>
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ХУЛЕ И СПЛЕТНЯХ
От приближённых рабов Аллаха до нас дошли ценные высказывания, предостерегающие и разъясняющие мюриду весь вред, опасность и мерзость хулы . Вот некоторые из этих высказываний, дабы беспечный опомнился, а невежественный знал :
1 . Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم сказал: << Из всего вреда человеку достаточно будет уже того, что он презирает и унижает своего брата по вере ,потому как мусульманин является неприкосновенным : его кровь, имущество и честь! >> .
2 . Пророк صلي الله عليه وسلم сказал: << Остерегайтесь хулы, воистину, она хуже прелюбодеяния ( зина) . Ведь человек, совершивший прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним, и Аллах ,Пречист Он и Велик , может принять его раскаяние. А что касается сплетника, то Аллах не просит его до тех пор, пока не просит тот , кого он порицал >> .
3 . Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم сказал: << Сплетник не войдёт в Рай >> .
4 . Пророк Мухаммад صلي الله عليه وسلم сказал: << Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха? >> . Сподвижники ответили: << Да , о Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم >> . Тогда он сказал: << Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных >> .
5 . Пророк صلي الله عليه وسلم сказал: << Говорить правду о бессовестном человеке ( открыто предающемся большим грехам) не является злословием >> .
6 . Он также говорил: << Сказать правду о нечестивце ( явно совершающем тяжкие грехи ) не является хулой >> .
7 . Один из праведников отмечал : << Тот , кто возводит хулу на людей, подобен тому, кто установил катапульту и разбрасывает посредством неё свои благие дела на запад и восток >> .
8 . У Суфьяна ас-Саври قدس سره спросили о смысле халиса Пророка صلي الله عليه وسلم << Всевышний Аллах гневается на обитателей дома , которые являются любителями мяса >> . Он разъяснил эти слова следующим образом: << Это те , кто позволяют себе возводить хулу на других людей, тем самым поедая их плоть >> .
9 . Хасану аль-Басри قدس سره сообщили: << Некто из людей плохо отзывался о тебе >> . Тогда праведник отправил хулителю поднос со сладостями , передав следующие слова: << Мне стало известно, что ты подарил мне свои хорошие деяния, поэтому я решил отблагодарить тебя тем, чем смог >> .
10 . Когда при Ибн Мубараке قدس سره упомянули о хуле , то он сказал: << Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше всех заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния >> .
11 . Имам Ибн Атаиллах قدس سره сказал: << Если ты хочешь испытать разум человека, то обрати внимание на то, как он поведёт себя при упоминаний кого-либо . Так, если обнаружишь, что его привлекают недостатки, о которых он говорит примерно так: << Да оставь его, он сделал то-то и то-то плохое >> , то знай, что у такого человека отсутствуют знания, и внутренний мир его погублен . Поэтому как верующий должен стараться сохранять часть своего брата по вере >> .
12 . Один из арабских поэтов сказал:
<< Быстро заживают раны от ножа ,
А рана от слова — она навсегда >> .
КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ СОВЕРШИЛ ХУЛУ
Знайте, тому, кто совершил хулу, необходимо прочесть суры <<аль-Фатиха >> ,<< аль-Ихляс >> , << аль-Фаляк >> и << ан-Нас >> и воздать награду за прочитанное тому , кого он порицал . К одному из праведников во сне пришёл Посланик Аллаха صلي الله عليه وسلم с подобным наставлением. Праведник рассказывал: << Поистине, в Судный день человек встанет перед Всевышним Аллахом с грехом за хулу и вознаграждением за чтение этих сур и мы надеемся, что это вознаграждение и станет неким возмещением за содеянное >> .
Мудрому человеку не следует расстраиваться из-за возведённой на него хулы . Ведь тому, кто стал объектом хулы ,Аллах прощает половину его грехов. Мюриду не подобает дружить с теми, кто хвалит свои деяния и при этом порицает суфиев. Воистину, нафс и внутренний мир таких людей погублены ,так об этом говорили праведные люди. Да и вообще ставшему свидетелем возведения хулы в адрес отсуствующего брата по вере, нельзя оставаться равнодушным. Напротив, необходимо поддержать и защитить порицаемого людьми человека, потому что в этом случае молчание — это тоже унижение бр6-мусульманина . Ведь одной из основных обязанностей мусульманина является защита брата по вере от сплетен и хулы .Яхъя бин Муаз ар-Рази قدس سره сказал: << Пусть от тебя долей для мусульманина будет три особенности: если ты не можешь принести ему пользу, то хотя бы не навреди; если ты не можешь обрадовать его, то хотя бы не огорчай ,и если ты не можешь похвалить его, то хотя бы не порицай >> .
Рассказывают, что однажды Ибрахим ибн Адхам قدس سره пришёл по приглашению людей на угощение и там услышал, как некто из гостей сказал об одном из приглашённых такие слова: << Он тучный человек и поэтому идёт медленно >> . Услышав это, Ибрахим ибн Адхам قدس سره тут же покинул этот дом и три дня ничего не ел. По истечении времени он сказал: << Я никогда не присутствую там , где кто-то позволяет себе хулить верующего >> . В другой же раз Ибн Адхам قدس سره сам пригласил людей к себе в гости. И когда все приступили к трапезе , то некоторые приглашённые начали кого-то хулить. Тогда Ибрахим ибн Адхам قدس سره сказал: << Народы ,которые жили до нас, сначала ели хлеб, а потом мясо. Что же касается вас , то вы сначала идите мясо и только потом хлеб >> .( В Коране Всевышний Аллах уподобил занимающегося хулой поедающему плоть своего брата, указывая на мерзость этого греха . Это и подразумевает Ибрахим ибн Адхам قدس سره. — Ред. ) После чего он отказался принимать пищу вместе с ними.
Одной из добрых традиции всех праведников было отвечать за братьев по вере, если они становились объектом хулы. Стремящиеся к довольству Аллаха не допускали никаких упрёков в адрес братьев по вере до тех пор, пока находили хоть какое-нибудь оправдание их поступкам . К примеру, если кто-то говорил в адрес учёных-богослов или суфиев такие слова: << Какой же он горделивый человек! Никогда ни на одно торжество не принимает приглашения, даже на свадьбу! >> , праведники оправдывали это так: << Поистине, он отказывается от приглашения только потому, что намерен принизить свой нафс или же из-за стеснения >> .
Обладатели счастья , когда видят человека, совершаюшего предосудительный поступок, выражают внешние несогласие с ним , тогда как сердцем они обращаются к Аллаху с мольбой о нём. Несчастные люди в таких случаях из-за злорадства своего осуждают оступившегося человека , стараясь при этом запятнать его честь. А верующий наставляет своего брата по вере в уединений и делает это так , чтобы другие не слышали, продолжая скрывать его недостатки от людей. И никак иначе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев