Около десяти лет назад заместитель главы города Курска Андрей Уваров уже проводил подобный эксперимент, создав три муниципальные компании. Однако они оказались неэффективными и в итоге обанкротились.
В современных условиях, с учетом цифровизации общества и низкой вовлеченности собственников в управление многоквартирными домами, эта идея выглядит еще более сомнительной. Вот основные препятствия, которые сделают существование муниципальной управляющей компании (МУП) неэффективным.
1. Проблема руководства.
Найти профессионального руководителя, готового возглавить муниципальную структуру и нести персональную ответственность за все действия компании, крайне сложно. Муниципальный служащий — это не предприниматель, и уровень ответственности, связанный с управлением МУП, может отпугнуть потенциальных кандидатов, трезво оценивающих условия работы.
2. Кадровый дефицит.
Низкие тарифы на «ремонт и содержание жилья» в Курской области не позволяют привлекать квалифицированных специалистов на всех уровнях. А ведь ключевым аспектом работы управляющей компании является недостаток профессиональных кадров.
3. Налоговое бремя.
Изменения в законодательстве и рост налоговой нагрузки, вероятно, сделают МУП плательщиком НДС. Это поставит муниципальную компанию в заведомо неконкурентное положение по сравнению с частными управляющими компаниями, которые зачастую работают на упрощёной системе налогооблажения.
4. Необходимый объем обслуживаемых площадей.
Для достижения экономической эффективности МУП должен управлять не менее 200 000 м² жилой площади. В текущих условиях Курска такой объем представляется недостижимым.
Обслуживание только общежитий не обеспечит необходимую рентабельность, а массовый перевод домов от частных компаний сталкивается с двумя проблемами:
Апатия жителей-это первая проблема. Низкая активность собственников на общих собраниях и при голосованиях делает законный перевод домов под управление МУП затруднительным.
И риски социальных и юридических конфликтов-проблема номер два. Попытки перевода домов без соблюдения законодательных процедур могут вызвать негативную реакцию жителей, а также привести к длительным судебным разбирательствам с непредсказуемым исходом.
Кроме того, начальный бюджет в 1 млн рублей крайне ограничен. Этих средств хватит разве что на покупку автомобиля для аварийной службы, а работники новой компании рискуют оставаться без достойной оплаты труда в течение длительного времени.
Альтернативный путь
Создание МУП представляется авантюрным решением, которое, скорее всего, не улучшит, а усугубит ситуацию в сфере ЖКХ, создав дополнительную нагрузку на городской бюджет. Вместо этого более эффективным подходом было бы усиление работы Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) для контроля и вытеснения недобросовестных управляющих компаний с рынка.
Эффективность управляющей компании определяется отсутствием долгов перед контрагентами и минимальным количеством жалоб от жителей. В Курске уже существует ряд частных компаний, которые за годы работы доказали свою состоятельность. В то же время примеры успешных муниципальных предприятий в сфере ЖКХ отсутствуют. Как пример можно привести МУП «Курскводоканал».
Создание муниципальной управляющей компании в Курске — это неоправданный риск, который, скорее всего, приведет к созданию очередной дотационной структуры, не способной эффективно решать задачи управления жилым фондом. Считаю, вместо изобретения велосипеда стоит сосредоточиться на контроле за существующими компаниями и поддержке добросовестных участников рынка.
#жкхКурск #ассоциацияСинергия #жкх


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев