23 ноября / 6 декабря н. ст. - память святого благоверного князя Александра Невского.
( в схиме Алексия)
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Мстиславна, была дочерью Мстислава Удалого (Удатного). В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Во время нашествия шведов положение северных Русских земель было критическим: врагов было гораздо больше, чем русских воинов в тех краях, а страна была истощена и обескровлена нападением Батыя. В этих условиях огромное шведское войско под командованием князя Биргера имело все шансы с лёгкостью одолеть новгородцев. Речь шла ведь не только о политическом господстве, как это было с монгольским нашествием, но о плане попрания Православной веры и насильственном насаждении католицизма среди русских (к слову, ордынцы гораздо терпимее относились к Православию, чем западные рыцари-католики). Отречение от веры и реки крови тех, кто с этим отречением не согласился бы — вот что ждало православных. Эту опасность понимал и князь Александр. Его войско было небольшим, но, понимая всю важность приближающейся войны, святой князь всё своё упование возложил на Бога. Он горячо молился и просил помощи Божией в предстоящем сражении, в котором, по человеческому разумению, у русских практически не было шансов на победу.
"И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал святого Александра Невским.
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
Известны и многочисленные дипломатические победы князя Александра в его отношениях с Золотой Ордой, когда святому удавалось с Божией помощью предотвращать очередные набеги ордынцев на тогда ещё сильно ослабленную Русь. И всегда он оставался великим молитвенником, полностью полагаясь на Господа.
Возвращаясь из поездки, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г., завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.