بسم الله الرحمن الرحيم
Возмещение Намаза.
Возмещение пропущенных намазов.
На сегодняшний день одним из многочисленных не правильно обученных вещей, по поводу которых мусульманам надо проявляет беспокойство, является вопрос возмещения пропущенных намазов.
К примеру, возникает вопрос, как поступать тем, которые с детства приняли основы веры, но оставляли намазы, и только к 20 годам начали совершать их, нужно ли им возмещать эти пропущенные намазы?
Если должен возмещать, то каким образом надо возмещать?
Для каких категорий людей необходимо возмещение намазов?
В Энциклопедии по Фикху «Аль Кувейтийя» говорится:
مَن يجبُ عليه القضاءُ :
اتفق الفقهاءُ على وجوبِ قضاءِ الصلاةِ الفائتةِ على الناسِي والنائمِ ، كما يَرى الفقهاءُ وجوبَ قضاءِ الفَوائتِ على السَّكْرانِ بالمحرَّم .
ولا خِلافَ بيْنهم في أنه لا يَجبَ قضاءُ الصلواتِ على الحائضِ والنُّفَساءِ والكافرِ الأصْلِي إذا أسلمَ .
واختَلفوا في وجوبِ القضاءِ على تاركِ الصلاةِ عَمْدًا ، والمرتدِّ ، والمجنونِ بعْدَ الإفاقةِ ، والمُغمَى عليه ، والصَّبِيِّ إذا بلَغ في الوقْت ، ومَن أسلمَ في دارِ الحرْبِ ، وفاقِدِ الطَّهُوريْنِ .
فأما المتعمِّد في الترْك ، فيرَى جمهورُ الفقهاءِ أنه يلزَمه قضاءُ الفوائتِ ، ومما يدلُّ على وجوبِ القضاءِ حديثُ أبي هريرةَ رضي الله عنه : « أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أمَر المُجامِعَ في نَهارِ رمضانَ أن يصُومَ يومًا مع الكفّارةِ » أي بدَلَ اليوْمِ الذي أفسَدَه بالجِماع عَمْدًا ، ولأنه إذا وجبَ القضاءُ على التاركِ ناسيًا فالعامِدُ أوْلى
«Те, которым возмещение обязательно:
Факихи единогласны во мнении, что обязательно/ваджиб возмещать пропущенные намазы тому, кто забыл или пропустил проспав, так же, тому, кто опьянел в результате употребления запретных вещей.
И нет разногласия между ними (факихами), что нет обязательности в возмещении пропущенных намазов для женщин, у которых были месячные и послеродовые кровотечения, и для кяфира асли, когда он принимает Ислам.
И есть у них разногласие в обязательности возмещения намаза для того, кто пропустил преднамеренно, для муртада/вероотступника, для умалишенного когда к нему вернется ум, для потерявшего сознание, для подростка достигшего зрелости и для того, кто принял Ислам в даруль харбе и не нашел возможности совершить очищение ни водой, ни землей.
Что касается того, кто оставил намаз преднамеренно, то большинство факихов считают, что возмещение для него необходимо. И одним из далилов на обязательность возмещения это хадис Абу Хурайры, радийаЛлаху анх:
«Повелел Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с каффара/искуплением за это, продержать и один день поста».
То есть, взамен тому дню, который был нарушен, преднамеренно, половым сношением.
А другой далил: Если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».
Источник: Аль Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтийя: 34/26
Кувейт: 1404-1427
Алляма Ибн Къудама (541-620 х/ 1146-1223 м) из ханбалитских факихов, когда говорил о единогласии мусульман в том, что оставивший намаз не является кяфиром, затронул вопрос возмещения намазов и указал о единогласии ученых и в этом:
ولأن ذلك إجماعُ المسلمينَ ، فإنا لا نعلَم في عصْرٍ مِن الأعْصار أحدًا مِن تاركِي الصلاةِ تُرِك تغسيلُه ، والصلاةُ عليه ، ودفنُه في مَقابرِ المسلمينَ ، ولا مُنع ورثتُه ميراثَه ، ولا مُنع هو ميراثَ مورِّثِه ، ولا فُرِّق بين زوْجينِ لترْكِ الصلاةِ مِن أحدهما ؛ مع كثرةِ تاركِي الصلاةِ ، ولوْ كان كافرًا لثبَتتْ هذهِ الأحكامُ كلُّها ، ولا نعلَم بينَ المسلمينَ خلافًا في أنّ تاركَ الصلاةِ يَجب عليه قضاؤُها ، ولو كان مرتدًا لم يجبْ عليه قضاءُ صلاةٍ ولا صيامٍ
وأما الأحاديثُ المتقدِّمةُ فهي على سبيلِ التغليظِ ، والتشبيهِ له بالكفّارِ ، لا على الحقيقةِ
«Потому что это (то, что оставляющий намаз не является кяфиром) единогласие/иджмаъ мусульман.
Так как мы не знаем в каком либо веке ни одного, из оставивших намаз, чтобы его не омывали после смерти, не совершали погребальный намаз над ним и не хоронили на мусульманском кладбище. А также не запрещали его наследникам наследовать, и чтоб он наследовал понаследству. А также не разлучали мужа с женой из-за того, что кто-то из них оставил намаз, несмотря на то, что оставляющих намаз много.
Если бы оставляющий намаз являлся бы кяфиром, то все эти хукмы приводились бы в исполнение.
Мы не знаем, чтобы среди мусульман было разногласие в том, что оставивший намаз обязан возмещать его. Если бы оставляющий намаз являлся бы вероотступником, то ему необязательно было бы возмещать намаз и пост.
А вышеупомянутые хадисы (о том, что оставляющий намаз является кяфиром) в смысле устрашения и, что (оставляющий намаз) подобен неверному, но не в действительном смысле».
Источник: Ибн Къудама: Аль Мугъни: 3/357-358
Рияд: Дару Алямиль Кутуб: 1417/1997
Сказал Шейхуль Ислам, имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «аль-Маджмуъ»:
قال الإمام النووي في المجموع شرح المهذَّب: ( فَرْعٌ ) أَجْمَعَ الْعُلَمَاءُ الَّذِينَ يُعْتَدُّ بِهِمْ عَلَى أَنَّ مَنْ تَرَكَ صَلَاةً عَمْدًا لَزِمَهُ قَضَاؤُهَا وَخَالَفَهُمْ أَبُو مُحَمَّدٍ عَلِيٌّ بْنُ حَزْمٍ فَقَالَ : لَا يَقْدِرُ عَلَى قَضَائِهَا أَبَدًا وَلَا يَصِحُّ فِعْلُهَا أَبَدًا قَالَ : بَلْ يُكْثِرُ مِنْ فِعْلِ الْخَيْرِ , وَصَلَاةِ التَّطَوُّعِ لِيَثْقُلَ مِيزَانُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَسْتَغْفِرُ اللَّهَ تَعَالَى وَيَتُوبُ , وَهَذَا الَّذِي قَالَهُ مَعَ أَنَّهُ مُخَالِفٌ لِلْإِجْمَاعِ بَاطِلٌ مِنْ جِهَةِ الدَّلِيلِ , وَبَسَطَ هُوَ الْكَلَامَ فِي الِاسْتِدْلَالِ لَهُ , وَلَيْسَ فِيمَا ذَكَرَ دَلَالَةٌ أَصْلًا . وَمِمَّا يَدُلُّ عَلَى وُجُوبِ الْقَضَاءِ حَدِيثُ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه { أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم أَمَرَ الْمُجَامِعَ فِي نَهَارِ رَمَضَانَ أَنْ يَصُومَ يَوْمًا مَعَ الْكَفَّارَةِ } أَيْ بَدَلَ الْيَوْمِ الَّذِي أَفْسَدَهُ بِالْجِمَاعِ عَمْدًا . رَوَاهُ الْبَيْهَقِيُّ بِإِسْنَادٍ جَيِّدٍ وَرَوَى أَبُو دَاوُد نَحْوَهُ , وَلِأَنَّهُ إذَا وَجَبَ الْقَضَاءُ عَلَى التَّارِكِ نَاسِيًا فَالْعَامِدُ أَوْلَى
«Среди ученых, чье мнение принимается в расчет, существует единогласное мнение (иджмаъ) по поводу обязательности восполнения намаза для того, кто оставил его умышленно.
Противоречил этой иджме Абу Мухаммад Али ибн Хазм [захирит], который сказал: "Невозможно восстановить пропущенный намаз и он не будет действительным, а следует [вместо этого] увеличить совершение благих дел и добровольных молитв для того, чтобы стали тяжелыми Весы в Судный День и следует просить Аллаха о прощении и делать покаяния".
То, что сказал Ибн Хазм ошибочно, как со стороны противоречия единогласному мнению (иджмаъ), так же с точки зрения доказательств и нету в том, что он сказал доказательств в основе.
А то, что доказывает обязательность восполнения намаза - это хадис, переданный от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел тому, кто днем во время Рамазана совершил половое сношение, вместе с искуплением (каффара) за это, продержать и один день поста», т.е. взамен того дня, в котором он преднамеренно прервал пост половым сношением. Передал аль-Байхаки с хорошим иснадом и также похожее передал Абу Дауд.
И [кроме того] если обязательно возмещать оставленный по забывчивости намаз, то преднамеренно оставленный возмещать еще важнее (первичнее)».
[Имам ан-Навави, «Аль-Маджмуъ», Китаб ас-Салят, Баб мавакиту ас-салят, 3/76]
Также имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в своей книге «Шарх Сахих Муслим»:
قال الإمام النووي رحمه الله في شرح صحيح مسلم: "وشذ بعض أهل الظاهر فقال: لا يجب قضاء الفائتة بغير عذر، وزعم أنها أعظم من أن يخرج من وبال معصيتها بالقضاء، وهذا خطأ من قائله وجهالة. والله أعلم". اهـ.
«Отдельные последователи захиритского мазхаба утверждают, что пропущенную без причины молитву не нужно возмещать. Они считают этот грех до того великим, что одним возмещением его не искупить. Это ошибка и невежество. Аллаху же известно лучше».
[Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би шархин Навави», 5/183]
Имам маликитов, Абу Умар ибн Абдиль-Барр (368-463 х/978-1071 м) говоря о случае, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники проспали утреннюю молитву, сказал:
وذلك عندي والله أعلم لأنه كان سبباً إلى أن علم أصحابه المبلغون عنه إلى سائر أمته أن مراد الله من عباده الصلاة وإن كانت مؤقتة أن من لم يصلها في وقتها فإنه يقضيها أبدا متى ما ذكرها ناسيا كان لها أو نائما عنها أو متعمدا لتركها
«И это, по моему мнению - а Аллаху лучше знать - потому что это было причиной тому, чтобы научить его сподвижников, которые доводят до остальной уммы (его учение), что Аллах хочет от своих рабов молитву, и пусть она даже с установленным сроком. Тот, кто не совершил ее в свое время, он восполнит в любое время, когда бы он не вспомнил, будь то по забывчивости или проспавши или намеренно оставившим».
[«Аль-Истизкар», 1/76]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2