Ч.6. Судьбы.
Валентин Петрович Глушко - гениальный учёный-конструктор, основоположник современного жидкостно-реактивного двигателестроения, благодаря ему появились на свет самые главные и самые знаменитые ракеты Советского Союза.
В 1929 году В.П.Глушко возглавил подразделение по разработке двигателей и ракет на жидком топливе в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) - это была первая научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория СССР.
С 1946 года он был назначен главным конструктором ОКБ-456 (сейчас это НПО "Энергомаш" - главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей).
С 1974 по 1989 год В.П.Глушко возглавлял всю советскую космонавтику - был Главным конструктором космических систем, Генеральным конструктором многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».
С Казанью связаны горькие страницы его жизни. В 1938 году он был репрессирован, в 1940 году, будучи заключённым, переведён в Казань - работал в опытно-конструкторском бюро (ОКБ-16) четвёртого спецотдела НКВД. В.П.Глушко был главным конструктором КБ-2, созданного в составе ОКБ-16. Под его руководством в тюремном конструкторском бюро работали такие же, как он, заключённые - высококвалифицированные учёные, конструкторы, технологи, металлурги, химики.
Наконец, в июле 1944 года вышел Правительственный указ о досрочном освобождении из казанской «шарашки» 35 особо отличившихся заключённых специалистов, со снятием судимости. В августе 1944 года бывшее КБ-2 было преобразовано в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей - ОКБ-РД, известное также под открытым названием ОКБ-СД (специальных двигателей). В него зачислили освобождённых сотрудников КБ-2 и вольнонаёмных, а также прикомандировали часть заключённых, входивших в спецконтингент четвёртого спецотдела НКВД. В.П.Глушко остался главным конструктором.
С осени 1944 года ведущих учёных ОКБ-СД начали также привлекать к преподавательской работе в Казанском авиационном институте, все они работали в Первом здании КАИ.
Вскоре В.П.Глушко вместе с директором КАИ Г.В.Каменковым и деканом 2-го факультета С.В.Румянцевым выступили с предложением о создании в КАИ кафедры реактивных двигателей. В мае 1945 г. их предложение было одобрено Правительством СССР, и кафедра была создана в июле того же года. Эта кафедра на тот момент была уникальной, единственной в своём роде среди всех советских вузов. В.П.Глушко стал её первым заведующим. В состав сотрудников кафедры вошли выдающиеся учёные, также работавшие ранее вместе с Валентином Петровичем Глушко в тюремном КБ (фото 1) - Георгий Сергеевич Жирицкий, Доминик Доминикович Севрук, Сергей Павлович Королёв, Григорий Николаевич Лист, Давид Яковлевич Брагин.
Сергей Павлович Королёв - Генеральный конструктор первых ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики.
Здесь, в Первом здании КАИ, он работал в 1945-46 годах - он был старшим преподавателем кафедры реактивных двигателей КАИ, созданной В.П.Глушко.
В 1938 году году Сергей Павлович Королёв был репрессирован, с ноября 1942 года в качестве заключённого работал, как и Валентин Петрович Глушко, в ОКБ-16 четвёртого спецотдела НКВД.
После досрочного завершения заключения освобождённому «спецконтингенту» в августе 1944 года выделили квартиры в доме № 5 по улице Лядова. Сергей Павлович Королёв жил в квартире №100, а рядом, в 101-й, жил Валентин Петрович Глушко. Именно в тот период времени, живя на улице Лядова, Сергей Павлович и приезжал в КАИ читать лекции.
В августе 1946 года ОКБ-16 переехало в Москву, и казанский период жизни Сергея Павловича Королёва закончился. Но именно здесь, в Казани, им были созданы первые чертежи и расчёты баллистических ракет. Через 11 лет его ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли, и с этого дня началась эра космонавтики, а ещё через 3 с половиной года созданный им пилотируемый космический корабль «Восток-1» поднял в космос Юрия Гагарина.
Георгий Сергеевич Жирицкий - выдающийся механик и инженер-конструктор, специалист в области теплотехники и турбостроения, крупнейший, известный во всём мире специалист по паровым турбинам.
С осени 1940 года тоже работал в тюремном ОКБ-16 в составе группы В.П.Глушко. Был освобождён в июле 1944 года в числе 35 заключённых специалистов вместе с В.П.Глушко и С.П.Королёвым.
Также начал преподавать в КАИ, в июле 1945 года был назначен на должность профессора кафедры ракетных двигателей, созданной В.П.Глушко. В 1947 году Г.С.Жирицкий создал в КАИ кафедру турбомашин, которую возглавлял в течение 18 лет. Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего - на турбомашинах авиационно-ракетных двигателей. Профессор Г.С.Жирицкий создал основы фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники. Его основные научные труды посвящены теории и конструированию паровых машин, паровых и газовых турбин, реактивных двигателей и применяются в теплотехнике, турбостроении и ракетном двигателестроении.
Андрей Николаевич Туполев - величайший авиаконструктор. С1973 года КАИ носит его имя.
Начиная с 1937 года тоже прошёл через репрессии. Работал в закрытом КБ НКВД - ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года был досрочно освобождён от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости.
В Казани с рабочими визитами А.Н.Туполев бывал довольно много раз.
В первый раз он приезжал ещё до своего ареста, в 1936 году, будучи в должности главного инженера и первого заместителя начальника Глававиапрома. Его поездка была связана с проверкой хода строительства Казанского авиационного завода.
В январе 1942 года А.Н.Туполев прилетал в Казань по скорбному поводу - для участия в похоронах талантливейшего авиаконструктора Владимира Михайловича Петлякова, разбившегося на своём самолёте Пе-2. Они были друзьями, соратниками, А.Н.Туполев был его учителем, они вместе находились в заключении и работали в «туполевской шарашке».
После этого он курировал строившийся на Казанском авиационном заводе самолёт Пе-2, основной фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны.
Есть такие сведения, что в апреле 1944 года А.Н.Туполев руководил испытаниями модели очередной модификации Пе-2, которые проводились в аэродинамической трубе в здании КАИ на улице Толстого - в годы войны эта аэродинамическая труба была единственной действующей в СССР. Он всегда лично руководил продувками моделей своих самолётов, по результатам которых создавались новые боевые машины и их модификации.
В 1947 году, когда Казанскому авиационному заводу было поручено строить самолет Ту-4, А.Н.Туполев вновь приехал в Казань и пробыв здесь больше месяца, лично руководил завершающим этапом строительства первых самолётов этой марки. Ту-4 строился в экстремальных условиях - требовалось в максимально короткие сроки спроектировать и построить тяжёлый стратегический бомбардировщик для доставки атомной бомбы. В Москву А.Н.Туполев улетел вместе с лётчиком-испытателем на первом Ту-4, выпущенном Казанским заводом.
В 1950-60-е годы А.Н.Туполев ещё несколько раз бывал в Казани. Он прилетал на личном самолёте прямо на аэродром авиационного завода, решал вопросы с руководством и ИТР предприятия и улетал обратно. В летнее время заводчане иногда возили его на Волгу.
С 1956 по 1972 год А.Н.Туполев был Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР, он разработал и внедрил в практику авиастроения технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых цельнометаллических самолётов. Более 100 типов военных и гражданских самолётов было создано под его руководством. На его самолётах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелётов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научной экспедиции «Северный полюс» во главе с Иваном Папаниным.
Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях применялось большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5.
Помимо «большой авиации» под руководством Туполева разрабатывались крылатые ракеты, беспилотные разведчики, велись исследования по гиперзвуковому аппарату.
В числе военных и гражданских самолётов, разработанных под руководством А.Н.Туполева в послевоенные годы - стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный двухпалубный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, Последним проектом Андрея Николаевича Туполева стал сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
Горько осознавать, что многие поистине величайшие учёные, авиаконструкторы, ракетостроители вынуждены были пройти через весь этот ад арестов, допросов, тюрем, лагерей, через тюремные КБ. Какая чудовищная несправедливость в том, что наше государство так бездумно и так изощрённо жестоко обошлось с людьми, которые составляли его золотой фонд и были опорой для его силы и несокрушимости.
И несмотря на всё пережитое ими, после того, на что обрекла их родная страна, эти великие люди прославили её на весь мир.
Есть на стене Первого здания КАИ мемориальная доска, посвящённая человеку, стоявшему у самых истоков вуза:
Николай Гурьевич Четаев - крупнейший учёный в области механики, один из создателей Казанского авиационного института.
С 1932 по 1937 год, продолжая преподавать в Казанском университете, Н.Г.Четаев исполнял обязанности заместителя директора КАИ по научной и учебной работе, возглавлял в институте кафедру аэрогидродинамики, создал научную школу общей механики. Чрезвычайно большое внимание уделялось им преподавательской работе - в КАИ и в Казанском университете он читал различные курсы лекций как студентам, так и преподавателям и аспирантам: общая механика, гидродинамика, теория крыла, специальные главы аналитической механики, устойчивость движения, теория характеристик Кронекера, интегральные инварианты, частный принцип относительности и др. Именно Н.Г.Четаев поставил вопрос об организации в Казани аэродинамической трубы, руководил её строительством и отладкой.
Множество памятных досок на стенах Первого дома посвящено известным выпускникам КАИ:
Михаил Петрович Симонов - выдающийся авиаконструктор, выпускник КАИ 1954 года. Генеральный конструктор ОКБ имени П.О.Сухого в 1983-2011 годах.
Основатель научной школы создания боевых сверхманевренных самолётов марки Су (Су-27, Су-30, Су-33, Су-35 и их многочисленных модификаций). Созданный им истребитель Су-27 был признан лучшим в мире - по единодушному мнению ведущих авиационных специалистов разных стран. Также под его руководством и при его непосредственном участии были созданы спортивно-пилотажные самолёты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолёт С-80, экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут» и другие типы самолётов. К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили 32 предприятия, в том числе АО «ОКБ им.Сухого» (Москва) и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. В 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолётов марки «Су». ВВС России были укомплектованы этими самолётами на 70%.
Николай Иванович Максимов - выпускник КАИ 1937 года. Директор Казанского авиационного производственного объединения им. С.П.Горбунова (1950-1967).
После окончания института он остался работать в КАИ при институтском опытно-конструкторском бюро, а после его расформирования в 1939 году перешёл мастером лётно-испытательной станции (ЛИС) на Казанский авиационный завод, с которым его жизнь будет связана до самого конца.
В Великую Отечественную войну с 1943 года он (в 32 года!!!) был главным контролёром завода, затем инженером, заместителем начальника цеха, руководителем отдела технического контроля, в 1946-49 годах стал заместителем директора по производству начальником производства. В 1949-60 годах Н.И.Максимов был главным инженером завода, и именно в этот период 1957 году к 40-летию советской власти на заводе был поставлен рекорд - было выпущено 170 тяжёлых (взлётный вес до 80 тонн) дальних реактивных самолетов Ту-16 разных модификаций.
В 1960 году Николая Ивановича назначили директором родного Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова Министерства авиационной промышленности СССР. Под его руководством и при его участии на предприятии было начато производство самолёта нового поколения - дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22, дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-62, а позднее его модификации Ил-62М. К концу 1960-х годов самолёт Ил-62 стал флагманом Аэрофлота и лайнером для первых лиц государства.
Директором завода Николай Иванович Максимов был до своей внезапной смерти в 1967 году.
Борис Иванович Губанов - выпускник КАИ 1953 года. С 1982 по 1993 год был Первым заместителем Генерального конструктора НПО «Энергия», Главным конструктором многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
Б.И.Губанов участвовал в разработке и создании многих боевых ракет, принятых на вооружение в СССР. Им были созданы самые мощные ракеты - межконтинентальная баллистическая ракета SS-18 «Сатана» и ракета-носитель «Энергия». Именно под его непосредственным техническим руководством была создана и отработана ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия», обеспечившая в 1988 году полёт орбитального корабля «Буран» в беспилотном режиме. В ходе создания ракеты-носителя «Энергия» Б.И.Губановым были организованы масштабные работы с участием более чем 1200 предприятий страны.
Владимир Александрович Белугин - выпускник КАИ 1955 года. Директор Российского федерального ядерного центра (г.Саров) в 1987-1996 годах.
После окончания моторостроительного факультета КАИ вначале работал мастером на Казанском моторостроительном заводе, а затем с 1956 года прошёл большой трудовой путь в Российском федеральном ядерном центре - технолог, конструктор, начальник проектного отдела, заместитель главного инженера, главный инженер, и затем в 1987 году стал директором Саровского центра. Сохранил Саровский ядерный центр в наиболее сложный период жизни нашей страны в 1990-е годы.
Мы вспомнили лишь девять самых великих имён из числа увековеченных на стенах Первого здания КАИ. Мемориальных досок там гораздо больше, но и на них перечислены далеко не все выдающиеся учёные, которые внесли значимый вклад в историю Казанского авиационного института.
Есть также ряд имён известнейших учёных, которые не были связаны непосредственно с работой в КАИ, но вуз может гордиться тем, что они трудились в его стенах.
В годы Великой Отечественной войны в Казань была тыловым городом. Сюда были эвакуированы большое количество предприятий, множество научных организаций - президиум Академии наук СССР, 17 НИИ из Москвы и Ленинграда, Академия наук Белоруссии (всего в Казань прибыло 33 научных учреждения), целый ряд высших учебных заведений.
Только в 1941 году население города увеличилось на 114 тысяч человек. В их числе прибыли более 5 тысяч сотрудников Академии наук СССР с семьями, среди которых были 39 академиков и 44 члена-корреспондента АН СССР. Самой главной задачей для всех были работы по военной тематике и фундаментальным научным исследованиям, направленным на оборону страны.
Многих учёных принял и Казанский авиационный институт. На площадях КАИ были размещены эвакуированные в Казань подразделения Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Лётно-исследовательского института (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института.
В стенах Первого здания КАИ в период с 1941 по 1943 год работали ведущие учёные в области аэродинамики, имеющие мировую известность.
В эти годы в Казани на авиационных заводах работал будущий президент АН СССР Мстислав Всеволодович Келдыш. В его биографическом очерке говорится о том, что как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ он курировал решение проблемы вибраций в самолётостроении.
Здесь, в Казани, в Первом здании КАИ, под его руководством работали Владимир Васильевич Струминский, Сергей Алексеевич Христианович, Аполлинарий Константинович Мартынов, Сергей Алексеевич Чаплыгин, Анатолий Алексеевич Дородницын. Достаточно открыть хотя бы Википедию, чтобы понять, какие это были учёные.
В Казани в годы войны работал в эвакуации будущий академик, выдающийся советский учёный, физик-ядерщик Игорь Васильевич Курчатов.
И хотя Курчатов пробыл здесь ровно год, с 9 января 1942 по 9 января 1943 года, и за это время перенёс сыпной тиф, а затем тяжелейшее воспаление лёгких, но в Казани за счёт своих исключительных организаторских способностей он успел сделать невероятно много. На работе он находился практически постоянно, работоспособность его была колоссальной.
Высказываются разные версии о том, где именно Курчатов работал в Казани.
Есть сведения о том, что он работал в Первом здании КАИ - когда он возглавил лабораторию брони Физико-технического института, под неё выделили 500 кв.м в подвальном помещении. Здесь разрабатывалась новая конструктивная танковая броня с особой фигурной поверхностью, снабжённой складными решётками-экранами на башне танка и приваренными к броне металлическими стержнями, которые должны были не подпускать немецкие кумулятивные к танковой броне и заставлять их взрываться, не достигая главной брони танка.
Я пыталась разыскать в КАИ какие-то документальные свидетельства, понять, в каких помещениях бесконечных подвалов под Первым зданием находилась Курчатовская лаборатория, но поскольку документы о её работе, по всей вероятности, были засекречены, доступ к ним, видимо, закрыт до сих пор. По крайней мере, в архиве КАИ об этом ничего нет.
Единственное - говорят, что скорее всего, она была в подвале здания на углу улиц Карла Маркса и Миславского (того самого, который Алексей Иванович Клочков вычислил как бывший дом Кольцова).
Также в период работы в Казани Курчатов руководил разработкой и внедрением новых принципов рационального размещения топливных баков на самолётах, которые изготавливались на Казанском авиационном заводе - Пе-2, Пе-8, У-2. Под его руководством были разработаны и научно-технические рекомендации по усилению защиты военных катеров, строившихся на Зеленодольском судостроительном заводе.
Но самое главное - именно в Казани с февраля 1942 года Курчатов начал работу над урановым проектом. Здесь в условиях строжайшей секретности начался его труд по созданию атомной бомбы, им были заложены основы отечественной ядерной науки и техники. В Казани Курчатов разработал концепцию создания уран-графитового реактора для наработки оружейного плутония. Здесь он начинал работу над проектом первой атомной электростанции.
Интересно, что созданной в 1942 году секретной лаборатории, которую возглавил Курчатов, был присвоен №2. Почему не первый - потому что лабораторией №1 Берия считал Московский Кремль.
В открытых источниках высказывается мнение, что эта работа велась Курчатовым в лаборатории, находившейся в Первом здании КАИ, но в то же время вокруг этого очень много споров. Называют самые разные места - и Первое здание КАИ, и одно из зданий во дворе Казанского университета, и здание в районе санатория "Ливадия", где, как пишут, сейчас кафедра Пиротехники КХТИ (сама там не была, не знаю), и пишут о здании где-то на улице Жуковского. Скорее всего, истина где-то посередине - вероятно, подразделения лаборатории, в связи с перенаселённостью Казани в военное время, находились в разных местах, и он успевал бывать везде.
Если у кого-то ещё есть какая-либо информация, было бы очень интересно об этом узнать.
Хочу сказать также, что этот пост написан на основе информации, собранной в открытых источниках, и поскольку тема для меня весьма непростая, буду благодарна за уточнения и поправки.
Пишите в комментариях, если у кого-то что-то есть. Обычно у мужчин эта тема вызывает очень большой интерес и желание дискутировать😁
На этом мы, пожалуй, остановимся, но повествование о Первом доме КАИ на этом не завершается. Есть у меня ещё кое-что интересное. Немножко))
Поэтому будет ещё пост.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 9