Не для того, чтобы ее поставили (хотя, черт возьми, кто знает?). Не для славы. И даже не для искусства.
Я хочу, чтобы вы написали пьесу, потому что это, возможно, самый мощный и забытый способ прибраться в собственном прошлом. Способ превратить хаос прожитых лет в стройную, красивую, драматичную историю. В структуру.
Вы же чувствуете это, да? Что ваша жизнь – это не роман. И уж тем более не эпическая поэма. Это чаще всего – сумбурный, странный, порой нелепый сборник рассказов, набросанных разными чернилами на клочках бумаги. Одни истории обрываются на полуслове, другие тянутся скучно и долго, в третьих мы сами не можем вспомнить, чем же все закончилось.
А теперь возьмите этот комок запутанных ниток и попробуйте его распутать. Скучное занятие, правда? А теперь представьте, что вы не распутываете, а вплетаете эти нитки в гобелен. По заранее продуманному узору. Вот это – уже творчество.
Написание пьесы – это и есть плетение гобелена из ниток вашего опыта.
Почему именно пьеса? А не мемуары? Не роман?
А вот сейчас – главный секрет. Роман можно бесконечно описывать. Мемуары – приукрашивать. Киносценарий спрячется за спину режиссера и оператора. А пьеса – голая. Она состоит только из двух вещей: действия и слова.
И это волшебный ограничитель. Он заставляет вас быть жестоким редактором самого себя.
Вот смотрите.
Первый акт. Экспозиция и Завязка.
Вы берете событие из своей жизни. Например, «мой переезд в другой город». В жизни это было: куча нервов, поиск квартир по сомнительным сайтам, тридцать коробок с книгами, ссора с грузчиком, тоска по дому.
В пьесе вы должны будете найти суть. Что это было на самом деле? Бегство? Преследование мечты? Крах старой жизни? Выбираете одно. Главное. И сразу отсекаете все лишнее: эти тридцать коробок (если, конечно, в одной из них не завалялся пистолет вашего деда, который выстрелит в третьем акте). Вы строите сцену: герой (вы, но не совсем вы) получает ключевое известие (офер о работе, письмо от любимого, ультиматум). И он принимает решение. Занавес. Идет завязка.
Вы уже не просто вспоминаете – вы интерпретируете и структурируете. Вы задаетесь вопросом: а с чего, черт возьми, все началось? Не с погрузки мебели, а с того тихого вечера, когда я впервые задумался? Вот она, точка отсчета. Вы находите ее. И событие обретает смысл.
Второй акт. Конфликт и Развитие.
А вот здесь начинается самое веселое. В жизни наши проблемы – это часто туман, дождь и слякоть. Все расплывчато, все давит фоном. В пьесе вы обязаны явить миру своего главного противника. Им может быть другой человек, система, а может – и ваша собственная черта характера: гордыня, трусость, лень.
Вы берете тот тяжелый год на новой работе и превращаете его в серию дуэлей между вашим героем и его антагонистом – циничным начальником, к примеру. Каждая сцена – это раунд. Поединок диалогов. Остроумие против власти. Вы расставляете кульминационные точки, как вехи: вот здесь я почти сдался, а вот здесь – нашел в себе силы для контратаки.
Вы прописываете диалоги. И тут происходит магия. Вы заставляете «того самого мерзавца» говорить. И вдруг понимаете почему он был таким мерзавцем. Может, он не монстр, а просто напуганный человек? Или он видел в вас угрозу? Вы избавляетесь от плоского черно-белого восприятия и находите драматическую правду, которая всегда объемнее и интереснее бытовой обиды.
Вы систематизируете хаос, находя в нем ритм, кульминацию, отступление и подготовку к финальной схватке.
Третий акт. Развязка и Катарсис.
В жизни мы редко получаем красивую точку. Все тянется, трансформируется, забывается. В пьесе вы обязаны поставить точку. Или, по крайней мере, многоточие, за которым ясно угадывается финал.
ОНЛАЙН-КУРС «ПЬЕСА», 4 ДЕКАБРЯ – 27 ФЕВРАЛЯ 2025 ГОДА: https://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21 СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев