У нас в полку остался с 1941-го года только Афоня Мачный и тот с ума сошел после полсотни вылетов, с 1942-го года - один остался Лева Корчагин, с 1943-го - немножко больше и так далее.
За войну полк потерял 105 летчиков и 50 воздушных стрелков. Нас в дивизию прибыло 28 человек - 15 погибло. Вот такие потери.
Вы знаете, это можно пройти один раз в жизни.
Я вам скажу откровенно, мне приходят мысли Фауста.
Допустим, мне скоро стукнет 90 лет, приходит ко мне волшебник и говорит, я вас могу сделать снова молодым, и ваша биография повторится, как в зеркальном отображении.
Все будет так, как было. Вас в войну сбивали четыре раза? И второй раз будут сбивать четыре раза. Вас не убили? И не убьют. Все вы пройдете заново.
Вот за это я вас могу сделать молодым.
Я говорю: «НЕ НАДО МНЕ ПОВТОРА», потому что то, что пройдено, повторить невозможно. Невозможно психологически! Есть же предел. Мы же каждый день фактически… Вот спокоен ты тогда, когда вечером спать ложишься. После 300 грамм водки, расслабишься, поешь и - спать.
Спишь, я - живой! Я буду до утра жить ГАРАНТИЙНО!
А утром, чуть свет, когда боевой расчет - подъем, чашку чая глотнул, в землянку, и там уже ставят задачу. Начинается мандраж. Ну, как у спортсменов, предстартовое волнение, у футболистов, у бегунов.
Предстартовое волнение - это страшно. Причем, нас с ними, со спортсменами, не сравнить. Там же убийства не будет наверняка, может, только на четвереньках ползать будет. А я думаю: вчера пронесло, а сегодня? И пытаюсь отогнать эту мысль! Я научился ее отгонять, и потому, нормально все было.
Книга воспоминаний Емельяненко Василия Борисовича
"В военном воздухе суровом"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 23
И Василий, студент композиторского факультета при Московской консерватории, поступил в Саратовскую школу пилотов Осоавиахима, которую окончил в 1933 г.
Затем его направили в Центральную лётно-инструкторскую школу в Москве. Окончив её в 1934 г., работал в аэроклубах: Нальчикском, Черниговском, Николаевском.
С июня 1941 г. Василий Борисович Емельяненко – в рядах Красной Армии. Боевую деятельность начал под Бобруйском в составе 4-го штурмового авиационного полка. Этот полк первым в ВВС получил на вооружение в 1941 г. новейший по тем временам бронированный самолёт Ил-2.
До начала войны лётчики полка успели совершить на них лишь несколько ознакомительных полётов. "Строем ещё не летали, а из пушек и пулемётов на полигоне никому и очереди выпустить не пришлось... Как прицельно сбрасывать бомбы и пускать реактивные снаряды – никто представления не имел", – вспоминал позднее Василий Емельяненко.
01.07.1941 г. лётчики полка приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску.
Недостатки в подготовке лётного состава и упрощённая тактика боевого применения нового штурмовика – атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего Ил-2 подвергались прицельному сосредоточенному огню зенитных средств противника, привели к большим потерям...
Лишь за первые 3 дня боевых действий 4-й ШАП потерял 20 лётчиков (к концу войны боевые потери полка составили более 200 человек).
После полутора месяцев напряжённых боёв полк был выведен в тыл на переформирование. А затем отправлен на Южный фронт. Лётчики 4-го ШАП участвовали в боях за Донбасс, вели напряжённые схватки в небе Кавказа, освобождали Севастополь.
За большие успехи на полях сражений, в марте 1942 г., 4-й штурмовой авиаполк был переименован
в 7-й Гвардейский.
К августу 1943 г. штурман 7-го Гвардейского штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) гвардии капитан В.Б. Емельяненко совершил 88 боевых вылетов, уничтожил и повредил 23 самолёта противника, подбил
и сжёг десятки танков и автомашин, нанёс врагу большой урон в живой силе. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта.
Сам Василий Борисович вспоминает об одном из поединков так: "Я уже различал железнодорожное полотно, а когда перевёл взгляд повыше, вдруг увидел летевший к Минеральным Водам на одной с нами высоте двухмоторный самолёт с двумя килями. Он пересекал наш курс, перемещаясь с правой стороны. Я принял его за истребитель - штурмовик Ме-110. С ним шутки плохи: самолёт довольно маневренный, с мощным вооружением. Мгновенно оценив обстановку, я решил уйти под него вниз, чтобы остаться незамеченным - если он вступит в бой, удара по станции нам уже не нанести.
Немецкий самолёт стремительно несётся, не замечая нас. И в этот миг мои пальцы легли на гашетки пушек и пулемётов, глаза впились в перекрестье прицела - огонь! Сверкнул сноп трасс, вражеский самолёт пронесся левым бортом точно через огненную дорожку, будто гася её, вздрогнул и начал круто отворачивать от меня, оставляя густой дымный след. Немецкий лётчик, повернувшись хвостом, подставил под прицел "спину". Я успел выпус
...ЕщёСам Василий Борисович вспоминает об одном из поединков так: "Я уже различал железнодорожное полотно, а когда перевёл взгляд повыше, вдруг увидел летевший к Минеральным Водам на одной с нами высоте двухмоторный самолёт с двумя килями. Он пересекал наш курс, перемещаясь с правой стороны. Я принял его за истребитель - штурмовик Ме-110. С ним шутки плохи: самолёт довольно маневренный, с мощным вооружением. Мгновенно оценив обстановку, я решил уйти под него вниз, чтобы остаться незамеченным - если он вступит в бой, удара по станции нам уже не нанести.
Немецкий самолёт стремительно несётся, не замечая нас. И в этот миг мои пальцы легли на гашетки пушек и пулемётов, глаза впились в перекрестье прицела - огонь! Сверкнул сноп трасс, вражеский самолёт пронесся левым бортом точно через огненную дорожку, будто гася её, вздрогнул и начал круто отворачивать от меня, оставляя густой дымный след. Немецкий лётчик, повернувшись хвостом, подставил под прицел "спину". Я успел выпустить ещё одну длинную очередь. Полыхнуло пламя – и горящий самолёт в крутой спирали скрылся под крылом...
Спустя некоторое время нам удалось побывать на месте его падения. Мы стояли около лежащего на брюхе двухкилевого самолёта, который я сбил. Это оказался не "Мессершмитт-110", как я полагал, а четырёхместный бомбардировщик "Юнкерс Ju-88К", которого нам ещё не приходилось видеть. Левый мотор у него сгорел и превратился в труху. С правого я срубил отвёрткой круглую марку фирмы "БМВ". На память. Начальник воздушно - стрелковой службы полка Борис Лурье долго ходил вокруг самолёта и пересчитывал пушечные пробоины. Их было 33..."
Но в жарких боях Великой Отечественной Василий Борисович не забыл о своем музыкальном таланте.
В дни боёв за Тамань в 7-м Гвардейском ШАП родилась песня, музыку к которой написал Василий Емельяненко. Припев песни был такой: "Эх, Ильюша", мой дружочек, штурманём ещё разочек !.."
К концу войны Емельяненко Василий Борисович совершил более 100 успешных боевых вылетов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.04.1944 г. гвардии капитан Емельяненко Василий Борисович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Василий Борисович Емельяненко прожил долгую и славную жизнь.
Он скончался 24.02.2008 г. на 97 году жизни. Похоронен в Москве.
Дочь Василия Борисовича Емельяненко – Елена (по мужу – Сухорукова) служила в Вооруженных Силах СССР, СНГ, России. Пенсионер Минобороны.
После выхода на пенсию продолжила государственную службу в качестве государственного гражданского служащего в таможенных органах. Она – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.