ВАЖНОЕ О ПОКЛОНАХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В ЗАМЕТКАХ _ ЧАСТЬ ВТОРАЯ- продолжение.
КАКЪ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ 20-е
ПРАВИЛО ПЕРВАГО ВСЕЛЕНСКАГО СОБОРА
Въ двадцатомъ правилё I Вселенскаго собора изложено:
«Понеже суть нёкоторые преклоняющ\е колёна въ день
Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всёхъ
епарх\яхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно святому
собору, да стояще приносятъ молитвы Богу». Святые отцы
ввели это правило для отдёлен\я воскреснаго дня и
Пятидесятницы отъ другихъ дней и времени года. Такъ какъ
въ день воскресный Господь воскресъ - Свётлая Пасха, а въ
день Пятидесятницы - на Св. Апостоловъ сошелъ Святый
Духъ. Чтобы христ\ане почитали и отличали воскресен\е и
Пятидесятницу отцы утвердили 20 правило. Отлич\е же
состояло въ томъ, что въ проч\е дни христ\ане молились съ
колёнопреклонен\емъ (съ земными поклонами), а день
воскресный молились стоя, то есть совершали только
поясные поклоны. Колёнопреклонен\я символизировали
время плача и покаян\я. Пасха же символизировала наше
воскресен\е. Изходя изъ этого, отцы и запретили молиться
съ колёнопреклонен\емъ, ища во всемъ духовный смыслъ.
Изъ правила видно, что были христ\ане, которые и въ
дни воскресные и Пятидесятницу молились на колёняхъ.
Отцы, дабы въ Церкви было все однообразно, ввели это
правило.
Продолжимъ. Есть ли изъ этого правила изключен\я.
Оказывается есть. Это правило нельзя примёнить къ
кающимся и подвергнутымъ суду Церкви. Въ древней Церкви
существовало 4 рода кающихся. Въ зависимости отъ тяжести
грёха, продолжительности его, а также добровольно
человёкъ исповёдовалъ грёхъ, или былъ уличенъ въ немъ,
опредёлялось время покаян\я по всёмъ 4 степенямъ.
Плачущ\е - стояли внё храма, на паперти и просили за2
нихъ молиться входящихъ въ храмъ. Часто они стояли на
колёняхъ - для большего разкаян\я. Это первый родъ
кающихся. Так\е люди не имёли право входить въ храмъ
Бож\й и молиться не только стоя, но и колёнопреклоненно.
Это наиболёе тяжелая степень покаян\я. И она могла длиться
годы. Вспомнимъ, преподобную Мар\ю Египетскую, когда
она, пребывая въ тяжкихъ грёхахъ, пыталась войти въ
храмъ, Ангелъ Господень невидимо не допустилъ ее
переступить порогъ церковный.
Слушающ\е - второй родъ кающихся. Они стояли въ
притворё храма. Тамъ же находились и оглашенные (т.е.
некрещеные). Въ притворё совершался обрядъ крещен\я.
Слушающ\е могли участвовать въ Богослужен\и до Литург\и
вёрныхъ до возгласа, чтобы оглашенные покинули притворъ
храма и стояли на паперти.
Такимъ образомъ, и плачущ\е, и слушающ\е стояли внё
храма.
Припадающ\е - трет\й родъ кающихся. Эти кающ\еся
стояли въ храмё, около дверей. Но все время находились
колёнопреклоненно. Покидали храмъ передъ Литург\ей
вёрныхъ - какъ и слушающ\е.
Третьему роду кающихся разрёшалось стоять въ самомъ
храмё. Но они стояли отдёльно, и замётьте ВСЕ ВРЕМЯ НА
КОЛЁНЯХЪ. Таковые не имёли никакого права молиться стоя
въ дни всеобщей радости - въ дни воскресные,
Пятидесятницу.
Четвертый родъ кающихся - купностоящ\е. Они молились
вмёстё съ вёрными и имёли право молиться въ течен\е всей
Божественной Литург\и, но лишались Тёла и Крови
Христовыхъ, т. е. причащен\я. Такъ какъ этотъ родъ
кающихся не допускался до Великой Святыни - Тёла и Крови
Христовыхъ, то и къ нимъ правило 20 непримёнимо.3
Въ книгё епископа Варнавы «Основы искусства
святости» написано на страницё 177 томъ 4: « Но изъ этихъ
правилъ есть и изключен\я (т. е. правила 20 Перваго
Вселенскаго собора и 90 правила Шестаго Вселенскаго
собора). Правила эти не разпространяются на кающихся или
такихъ, которые подлежатъ церковному суду. Таковые люди
не могли (и не могутъ) и даже въ воскресный день
совершать молитвы стоя, но въ знакъ своего смирен\я
должны были молиться на колёняхъ и въ дни свободные отъ
колёнопреклонен\й, въ силу 82 Правила IV Карфагенскаго
поместнаго собора».
Покаян\е завершалось Св. Причащен\емъ. И означало
окончан\е покаяннаго времени.
Есть ли еще изключен\я? Да есть. Когда спросили
Константинопольскаго патр\арха, можно ли въ воскресные
дни и Пятидесятницы, прикладываясь къ святымъ иконамъ
дёлать земные поклоны. Онъ далъ отвётъ, что къ святымъ
иконамъ прикладываются и въ запрещенные дни съ
колёнопреклонен\емъ. Его отвётъ былъ внесенъ въ правила.
Изъ этого слёдуетъ, что съ земными поклонами
прикладываются не только къ святымъ иконамъ, но и
мощамъ св. угодниковъ Бож\ихъ, и къ Е`ангел\ю, Апостолу,
Животворящему Кресту и къ другимъ святынямъ
(Плащаницё, терновому вёнцу Христа, къ вещамъ св.
угодниковъ). А святитель Григор\й Палама говоритъ, что
какое безум\е не преклонить колёна передъ Крестомъ
Христовымъ.
Но этимъ изключен\я не заканчиваются, передъ
Причащен\емъ Св. Христовыхъ Тайнъ христ\ане дёлали 3
земныхъ поклона. Когда \ерей выноситъ потиръ (чашу) и
возглашаетъ «Со страхомъ Бож\имъ и вёрою приступите»
христ\ане совершаютъ земные поклоны. Само это дёйств\е4
на Литург\и означаетъ Воскресен\е Христово и явлен\е Его
народу. Совершая, земные поклоны въ этотъ моментъ,
получается, что христ\ане нарушаютъ правило 20. Въ
дёйствительности никакого нарушен\я нётъ. А для
священниковъ даже во время воскресныхъ дней,
Пятидесятницы преклонен\е колёнъ въ важнёйш\е моменты
Божественной Литург\и дёлать не только не возпрещается,
но строго ОБЯЗАТЕЛЬНО. Здёсь можно вспомнить случай
изъ Ев`ангел\я, когда Христосъ съ учениками проходилъ
засёянными полями и ученики срывали колосья пшеничные,
разтирали ихъ руками и вкушали. А былъ день субботн\й.
Фарисеи, видя это, вознегодовали, и говорили, что не
подобаетъ дёлать подобное въ субботу. И упрекали
учениковъ Христовыхъ. Тогда Христосъ отвётилъ, что царь
Давидъ во время первосвященника Ав\афара ёлъ хлёбы
предложен\я, которые вкушали только священники, и
добавилъ, что священники сами нарушаютъ субботу, однако
невиновны. Далёе Онъ сказалъ, что если бы вы знали, что
милости хочу, а не жертвы, то не осудили невиновныхъ.
Христа постоянно упрекали за якобы несоблюден\е субботы
и нарушен\е закона. Говорили это Самому Богу. Крайнёе
безум\е и дерзость. Можно привести и друг\е примёры, но
оставимъ ихъ.
Всё важные событ\я въ жизни Христа произошли въ день
воскресный. Святитель Iоаннъ Златоустъ говоритъ, что
Христосъ воскресъ въ день единый отъ субботы, говоря
единый - подразумёвается отдёлен\е воскресен\я отъ
прочихъ дней седмицы. Въ воскресный день родился
Спаситель и именно въ этотъ день до земли поклонились
волхвы и Богородица. Преображен\е Господне на Фаворё
тоже совершилось въ день воскресный, Моисей и Ил\я
пророкъ стояли передъ Нимъ колёнопреклонно.5
Благовёщен\е произошло тоже въ воскресный день. Около
полуночи совершилось Рождество Спасителя м\ра - Iисуса
Христа и день, какъ уже было сказано, былъ воскресный. То
было Первое Пришеств\е Господне. Второе Пришеств\е
Господа случится также въ полночь и будетъ этотъ день
воскресный. Онъ настанетъ, чтобы быть уже вёчнымъ и
неизмённымъ въ вёка вёчные - поэтому святые отцы
называли его восьмымъ нескончаемымъ днемъ. Такое
символическое значен\е имёетъ Пятидесятница.
Пятидесятница - напоминан\е православнымъ о вёчномъ
восьмомъ днё.
Сейчасъ нётъ 4 родовъ покаян\я. Мы не видимъ ни
плачущихъ, ни слушающихъ, ни припадающихъ - ихъ нётъ.
Въ течен\е прошедшихъ вёковъ покаян\е ослабёвало. Съ
начала сократили время прохожден\я покаян\я по 4 родамъ,
затёмъ они стали исчезать. И сейчасъ ихъ нётъ. Только въ
книгё правилъ и Кормчей они остались въ напоминан\е
духовенству и народу, какая была строгость въ отношен\и
грёха. Вина эта прежде лежитъ на духовенствё и народё.
Народъ требовалъ послаблен\я покаянной дисциплины, а
духовенство не находило мужества пресёчь проявлен\е
вольности. Да и само духовенство было не на высотё своего
зван\я и чина за изключен\емъ весьма и весьма немногихъ.
Прошедш\е вёка противъ духовенства свидётельствуютъ,
что они были первые враги Святой Церкви. Iерарх\я такъ
сотрясала Церковное здан\е, что цёлые народы, нац\и
отпадали отъ Единой Святой Кафолической Православной
Вёры. Прежде православная Армен\я впала въ ересь
монофизитства. Священникъ Ар\й - основатель ереси
ар\анской. Сколько погубилъ душъ людей. Сколько было
гонен\й на святыхъ \ерарховъ. Патр\архъ
Константинопольск\й Нестор\й впалъ въ ересь и погубилъ6
милл\оны душъ. Въ ересь нестор\анскую впали Инд\я,
Эф\оп\я... Изъ Египта вышло столько святыхъ, но за грёхи
духовенства и народа въ Египтё христ\анство было
изтреблено мечомъ ислама. Въ Фиваидё (Египетъ) спасалось
до 500000 монаховъ. Нынё запустён\е. За грёхи греческаго
духовенства погибла Визант\я - духовная колыбель
славянскихъ народовъ. Въ XI вёкё отпала Римская Церковь.
Кто виноватъ? Самолюбивое римское духовенство. На
протяжен\и 1000 лётъ народы Европы слёдуютъ въ адъ. За
всё эти души отвётитъ духовенство. Пала Росс\йская
импер\я. Въ чемъ причина? Въ русскомъ духовенствё. Въ
революц\онеры шли разночинцы - дёти священниковъ,
д\аконовъ. Духовенство перестало служить Богу, и Господь
отвергъ его. Малый остатокъ истиннаго духовенства
призывалъ одуматься и покаяться передъ Богомъ.
Революц\я 1917 года - было возмезд\е отступившему народу
и духовенству. Нынёшнее духовенство должно сдёлать
выводъ, что съ Богомъ шутить нельзя. Нынё во всёхъ
православныхъ христ\анскихъ Церквяхъ духовный упадокъ.
Духовенство нынёшнее стала виной введен\я новаго стиля,
экуменизма, нарушен\емъ обычаевъ и обрядовъ,
обновленчества, сокращен\емъ церковныхъ службъ,
небрежнымъ и изкаженнымъ нанесен\емъ Крестнаго
знамен\я, ношен\емъ м\рской одежды... Такъ вотъ нынё
правило 20 Перваго Вселенскаго Собора непримёнимо.
Въ русскомъ народё духъ покаян\я былъ сильно развитъ,
и это выразилось и въ обычаяхъ и обрядахъ народа. Такъ
въ серединё 17 вёка Великимъ постомъ всегда клали только
земные поклоны. Это вызывало удивлен\е у иностранцевъ.
Особенно интересна книга «Путешеств\е Ант\ох\йскаго
патр\арха Макар\я въ Росс\ю въ половинё 17 вёка, описанное
его сыномъ архид\акономъ Павломъ Алеппскимъ» Далёе7
укажемъ нёкоторые мёста.
Стр. 124: « Тутъ-то впервые мы вступили въ топи и
борен\я и настало для насъ время пота и труда, ибо во всёхъ
казацкихъ церквахъ до земли московитовъ вовсё нётъ
стасид\евъ (сидён\й), даже для арх\ереевъ. Представь
читатель: они стоятъ отъ начала службы до конца
неподвижно какъ камни, безпрестанно кладутъ земные
поклоны и вмёстё, какъ бы изъ однихъ устъ, поютъ
молитвы; и всего удивительнёе, что во всемъ этомъ
принимаютъ участ\е и маленьк\е дёти. Усерд\е ихъ въ вёрё
приводило насъ въ изумлен\е...».
Стр. 192: «Затёмъ мы вступили читатель, во вторые
врата борьбы, пота, трудовъ и пощен\я, ибо всё въ этой
странё, отъ м\рянъ до монаховъ, ёдятъ только разъ въ день,
хотя бы это было лётомъ, и выходятъ отъ церковныхъ
службъ всегда не ранёе, какъ около 8-аго часа (около 2
часовъ пополудни)... Послё обёдни читаютъ девятый часъ,
причемъ всё м\ряне стоятъ, какъ статуи, молча, тихо, дёлая
безпрерывно земные поклоны, ибо они привычны къ этому,
не скучаютъ и не ропщутъ. Находясь среди нихъ, мы
приходили въ изумлен\е». Это относится къ Московскому
государству.
Стр.198: «Вотъ какъ м\ряне входятъ въ церковь: сначала
каждый дёлаетъ нёсколько земныхъ поклоновъ, затёмъ
кланяется присутствующимъ, хотя бы ихъ было много... Такъ
же и дёти, больш\е и малые, знаютъ этотъ обычай и дёлаютъ
земные поклоны и кланяются присутствующимъ даже съ
большей ловкостью, чёмъ мужчины... Съ начала службы до
конца они не прекращаютъ своихъ поклоновъ, отбивая ихъ
одинъ за другимъ...».
Стр.233: «Мы дивились на порядки въ ихъ церквахъ, ибо
видёли, что всё они, отъ вельможъ до бёдняковъ,8
прибавляли къ тому, что содержится въ законё, канонахъ и
постановлен\яхъ типикона, прибавляя постоянные посты,
неуклонное посёщен\е службъ церковныхъ, непрестанные
больш\е поклоны до земли даже по субботамъ и
воскресен\ямъ...».
Стр.235: «При выходё со Святыми Дарами всё кланяются
до земли съ великимъ страхомъ и благоговён\емъ, ибо
христ\ане этой страны весьма набожны: непрестанно съ
начала службы до конца дёлаютъ КОЛЁНОПРЕКЛОНЕНIЯ и
ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ, особливо при «Достойно есть» и
упоминан\и имени Богородицы, т. е. Матери Бож\ей, всё они
стукаютъ лбами о землю, будь это даже въ воскресный день.
Разсмотримъ книгу сх\архимандрита Iоанна Маслова
«Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней
Руси». Въ книгё приведены цённые данные касательно
поклоновъ. Читаемъ на страницё 21: «...уставомъ
предусматривалась во время поста усиленная молитва съ
поклонами. Такъ, по Студ\йскому уставу, полагалось
ежедневно 240 земныхъ поклоновъ: во время чтен\я часовъ
и свётильничныхъ молитвъ - 60, на вечернё - 100, на утрени -
80. Однако слёдуетъ отмётить, что въ русскихъ уставныхъ
статьяхъ о поклонахъ имёлось нёсколько предписан\й, но въ
большинствё изъ нихъ указывалось по 300, иногда по 400
ежедневныхъ поклоновъ... Вообще поклоны были
неотъемлемой частью какъ ЦЕРКОВНОЙ, такъ и домашней
молитвы православнаго русскаго человёка. Въ
подтвержден\е этого достаточно привести лишь
свидётельство Павла Алеппскаго, присутсвовшего въ
одномъ московскомъ храмё въ 1656 г., въ среду 5-й седмицы
поста, во время чтен\я Великаго канона преподобнаго
Андрея Критскаго, что ВСЁ МОЛЯЩIЕСЯ ПОЛОЖИЛИ БОЛЁЕ
ТЫСЯЧИ ЗЕМНЫХЪ ПОКЛОНОВЪ, НЕ СЧИТАЯ ПОКЛОНОВЪ9
ДО И ПОСЛЁ КАНОНА. Когда ПАТРIАРХЪ НИКОНЪ ХОТЁЛЪ
ЗАМЁНИТЬ ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ НА МАЛЫЕ ПРИ СОВЕРШЕНIИ
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНАГО ЕФРЕМА СИРИНА И НЁКОТОРЫХЪ
ЧАСТНЫХЪ БОГОСЛУЖЕНIЙ, ТО НАРОДЪ И ДУХОВЕНСТВО
ВОЗМУТИЛИСЬ И ОБВИНИЛИ ЕГО ВЪ ЕРЕСИ И ПРОИЗВОЛЁ,
ССЫЛАЯСЬ НА ПРЕПОДОБНЫХЪ НИКОНА ЧЕРНОГОРЦА И
IОАННА ДАМАСКИНА, ОСУЖДАВШИХЪ «НЕПОКЛОННИЧЕСКУЮ
ЕРЕСЬ». ПО УЧЕНIЮ ЭТИХЪ СВЯТЫХЪ ОТЦОВЪ, ПОКЛОНЫ,
КАКЪ И ПОСТЪ, ИМЁЛИ ТУ ЖЕ ЗАДАЧУ -«ТОМИТЬ ПЛОТЬ
СВОЮ, ДА НЕ ВОЮЕТЪ НА ДУХЪ».

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев