Ходить без головного убора горцу считалось недопустимым. Ношение шапки олицетворяло мужское достоинство. Сбить шапку значило вызвать кровную месть. Да и в наше время, прикасаться к головному убору без разрешения его хозяина, даже поправить, не допускается.
«В карачаево-балкарской этнокультуре особое место занимает бёрк «шапка».
Есть специализированный фразеологизм, ориентированный на обозначение мужчины: башына бёрк кийген «мужчина (букв. тот, кто носит шапку)». Шапка не только предмет одежды мужчины, но и является
символом его достоинства. Традиционно считалось, что шапку носят не для тепла,
а для чести. Никто не имеет права дотрагиваться до головного убора мужчины,
если он надет, поскольку это могло привести даже к кровной мести. Недаром в
социуме употребительно следующее высказывание: Башынгда бёркюнг бар эсе, зат айтып бир кёр «Попробуй скажи
что-нибудь, если на твоей голове есть шапка». Ср. также паремию Биреуню бёркюн алсанг, бёркюнге сакъ бол
– букв. Если возьмешь чью-либо шапку, береги свою. В данной паремии имеет место
предостережение, она понимается следующим образом: если будешь играть с честью
кого-либо, береги свою честь. Рассмотрим
и другие паремии, в которых закодировано мировосприятие социума
относительно связи шапки и мужчины. Шапка – показатель респектабельности
мужчины: Бёркю аманны бети аман «У
кого плохая шапка, у того и вид плохой». Шапка может выполнять функцию
советчика: Сорур адамынг жокъ эсе,
бёркюнге сор «Если не у кого спросить, спроси у шапки». Шапка является и
мерилом удальства: Бёрю атарыкъ бёркюнден
белгили – букв. Могущего стрелять в волка видно по шапке. Функционируют и
паремии другого плана: Мыйысыз башха бёрк
акъыл бермез «Голове без мозгов шапка ума не даст».
За исключением башлыка,
головные уборы не снимали и в помещении. Иногда снимая шапку, надевали легкую
шапочку из ткани. Существовали и особые «ночные» шапки – кечеги бёрк, главным образом у стариков. Обменяться с кем-либо
шапками означало проявление самой большой дружбы и доверия.
Согласно традициям
карачаевцев и балкарцев, когда умирал мужчина, его одежда и вещи раздавались
близким родственникам, но головные уборы не дарили никому, если было, кому
носить в семье, если же такого не оказывалось, их преподносили самому
уважаемому мужчине в роду.
В этнокультурном
отношении шапке противопоставляется платок. Если шапка предназначена для головы
мужчины, то платок – для женщины. В карачаево-балкарском языке она посредством
фразеологизма определяется как башына жаулукъ
къысхан «женщина (букв. та, кто носит платок на голове)». Женщина часто
воспринимается иронично и номинируется посредством таких адъективов, как быстырбаш // жаулукъбаш – с тряпкой
(платком) на голове. Однако платок в карачаево-балкарской лингвокультуре
отмечен рядом позитивных с точки зрения социума этнокультурных характеристик.
Он представляет собой символ мира, примирения. Об этом свидетельствует тот
факт, что если женщина бросает платок между выясняющими между собой отношения
мужчинами, то они обязаны прекратить противостояние, т.е. платок способен
примирить кровных врагов. Белый же платок символизирует непорочность. Снятие
белого платка с головы невесты баш ау
алгъан являлся одним из главных актов свадебной церемонии, а снявшему
платок дарили ценные подарки. У многих народов смена головного убора девушки на
убор замужней женщины приурочивался к свадьбе. Жаулукъ – это не только предмет одежды любого цвета, повязываемый
на голову в различных ситуациях, а только головной убор замужней женщины, т.е.
символ замужества. Жаулук – это
святое, торжественное, требующее только уважительного отношения.
Платки входили в приданое
невесты, особенно ценились бухар жаулукъ,
лаудан жаулукъ, гыранча, гюлменди и гинадур. Пожилые женщины в холодную пору накидывали сверху
теплую шерстяную шаль уллу бота, ауат
бота, суу бота. К престижным головным уборам у карачаевок и балкарок
относились также жюн жаулукъ и кёрпе жаулукъ – шерстяные пледы, которые
носили, накинув на плечи. Это было одеждой женщин, девушки носили их довольно
редко. Женский платок часто упоминается и в карачаево-балкарском эпосе в
описании эмегенши: Башына жюз бла жарым
къарыдан кендираш халыдан жаулукъ къысып «На голове у нее был платок, связанный из
полутора сотни локтей (къары – локоть, старинная мера длины)
конопляной нити».
Виды мужских головных уборов.
Их у карачаевцев и балкарцев имеется достаточное количество. Например: башлыкъ
«башлык», къалпакъ «шляпа», бёрк, бокка (дет.) «шапка», бухар бёрк «каракулевая шапка», кечеги бёрк «ночная шапка», кийиз бёрк «войлочная шляпа», пес бёрк «феска», чырпа бёрк «папаха», жюн бёрк
«шерстяная вязаная шапка», къулакълы бёрк
«шапка ушанка», салам къалпакъ/гетен бёрк
«соломенная шляпа», тёппе бёрк букв. «шапочка для макушки», которая вполне
соответствовала своему названию, ее носили на макушке старики, а поверх
надевали еще и меховую шапку; тёппе бёрк
имела еще и другое название такъыя
(заимствованное из арабского) и др.
О значении головных уборов, как мужских, так и женских, писали многие
исследователи Кавказа. «Шапку носят не для тепла, а для чести» говорили старики. Ходить без головного убора горцу считалось недопустимым. Ношение шапки олицетворяло мужское достоинство. Сбить шапку значило вызвать кровную месть. Да и в наше время, прикасаться к головному убору без разрешения его хозяина, даже поправить, не допускается.
О важности головного убора ярко свидетельствует и паремиологический материал: Бёрю атарыкъ бёркюнден белгили «Удалого по шапке видно»; Бёркю аманны бети аман
«У кого шапка плохая, у того вид плохой»; Сорур адамынг жокъ эсе, бёркюнге сор «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с шапкой». За исключением башлыка, головные уборы не снимали и в помещении. Иногда снимая шапку, надевали легкую шапочку из ткани. Существовали и особые «ночные» шапки - кечеги бёрк,
главным образом у стариков. Обменяться с кем-либо шапками означало проявление
самой большой дружбы и доверия.
Согласно традициям карачаевцев и балкарцев, когда умирал мужчина, его одежда и вещи раздавались близким родственникам, но головные уборы не дарили никому, если
было, кому носить в семье, если же такого не оказывалось, их преподносили
самому уважаемому мужчине в роду.
Головные уборы подразделялись на меховые - тери
бёрк и войлочные - кийиз бёрк.
Меховые шапки имели несколько названий в зависимости от фактуры используемого
материала и формы, войлочные были одной формы и делались из одного материала.
Войлочную шляпу - къалпакъ носили
летом, в теплое время года. Наряду с къалпакъ
бытует термин кийиз бёрк, т.е.
войлочная шапка. Для изготовления войлочных шляп употребляли шерсть высокого
класса – первой стрижки от ягнят - къозу
жюн. Специальный войлок делали таким же методом, как и кийиз. Войлок для шляпы отличался тем, что был однотонным и намного
тоньше, чем кийизы. На каждую шляпу
войлок готовили отдельно – бёрклюк кийиз.
Готовый войлок натягивали на специальную деревянную форму, называемую бёрк агъач и крепко привязывали,
рассчитав нужную глубину и размер. Заготовке давали высохнуть. Затем обрезали
края и начинали формировать поля будущей шляпы, поливая их мыльной водой и
натирая о специальную плетенку - четен.
При этом мастерица старалась, чтобы поля шляпы не провисали, так как шляпа с
провисающими полями считалась браком, поскольку шляпа выполняла в какой-то
степени и роль зонта, оберегая плечи мужчины от дождя или же все тело от
палящего солнца. Верх шляпы кантовался шнурком из шелковых нитей в цвет
изделия. Окантовывались и поля шляпы. А на случай ветреной погоды посередине
шляпы пришивали шнурок, чтобы можно было подвязать ее к подбородку.
Во время сельскохозяйственных работ, чтобы защитить себя от солнца, войлочные шляпы с
широкими полями надевали и женщины. Но войлочные шляпы для женщин специально не
делали, они просто временно пользовались мужскими, которых в каждой семье было
в избытке, так как новые шляпы изготовляли ежегодно для каждого мужчины в
семье, и даже по нескольку.
Немаловажным достоинством къалпакъ или кийиз бёрк была ее способность не пропускать воду, так что владелец
мог ее использовать и как «посуду» для питья воды. Свернутая в несколько раз
она напоминала нечто вроде черпака, и всадник, не спешиваясь, мог с помощью
такого ковша выпить воды.
Из всех меховых шапок самой престижной была шапка из каракуля - бухар
бёрк. Название бухар говорит само
за себя – мех для этих шапок, видимо, попадал в Карачай и Балкарию из Бухары.
Предпочтение отдавали золотистому цвету, вторым по престижности шел серый цвет,
а последним – черный. Первые два цвета предназначались, как правило, для
молодежи, а черный – для мужчин пожилого возраста.
По престижности за каракулевыми шли шапки, изготовленные из шкур молодых ягнят, которых забивали в разном возрасте специально на шкуру, а так же и для сычуга, используемого для приготовления сыра. Маленьких ягнят забивали у тех овцематок, которые по возрасту были уже на пределе плодоношения. Забив весной их ягнят на шкурки,
этих овец летом усиленно пасли на альпийских лугах, а осенью забивали на мясо,
заготавливаемое впрок. Эти шапки носили название кёрпе бёрк, порой их трудно было отличить от каракулевых. Из кёрпе шили так же специальные головные
уборы, которые надевали только ночью - кечеги
бёрк. Изготовляли их из двух слоев меха – изнутри и снаружи, для тепла.
Снаружи обшивали мехом с длинным ворсом, а изнутри клали мех новорожденных
ягнят. Пастухи носили круглые высокие меховые шапки – чырпа бёрк, из несколько переросшего - кёрпе. Такая шапка для пастуха часто служила и подушкой.
Одним из престижных предметов мужского костюма наравне с другими головными уборами являлся башлык.
Башлык был широко распространен и, очевидно, является древнейшим головным
убором, не изменившим своей формы на протяжении многих столетий. Термин башлыкъ образован путем присоединения к
тюркской основе баш «голова» аффикса–лыкъ, что в буквальном смысле значит– наголовник, то, что одевается на голову.
Он дополняет мужской головной убор, составляя с ним комплект. Надевается башлык на шапку, закрывая плечи того, ктоего носит.
В Карачае и Балкарии башлыки изготовляли разных цветов: белого,
серого, темно-коричневого, черного, цвета маренго. Башлык, который носили в
будние дни от праздничного, торжественного отличался цветом, а самое главное –
своей отделкой. Праздничный, дорогой башлык был отделан серебряными и золотыми
нитями и позументом. Все цвета были очень насыщенные. Блеклые тона, как и кричащие
яркие, карачаевцами и балкарцами не ценились. В прошлом шили его из домашнего
сукна, но со временем стали делать и из покупного материала. В Карачай и
Балкарию попадали не только российские, но и самые лучшие европейские сукна
(английские, голландские, французские), но они не могли полностью вытеснить
местные сукна, специально изготовленные для башлыков, что ярко
свидетельствовало, во-первых, о довольно высокой развитости сукна, и во-вторых
– о том большом внимании, которое уделялось материалу для изготовления башлыка.
И это естественно, потому что любой головной убор дополнялся башлыком. Без
башлыка головной убор, как бы, не был укомплектован.
Покрой башлыка – прямоугольный с остроконечным верхом и двумя длинными полосами, называемыми башлыкъ къанатла или башлыкъ билекле, с закругленными на
концах лопастями, которыми в зимнюю стужу прикрывали лицо от ветра и холода.
Шили башлык из сложенного вдвое куска сукна. Шов проходил сзади. На затылке
капюшон имел прорезь. К макушке капюшона пришивались галуны и круглая кисть из
золотой или серебряной канители, которая называется башлыкъ чокай на балкарском, и чох
на карачаевском. Об этом свидетельствует и фольклорный материал «Башлыгъымы чохун кесдиле. Тобугъуму башым тешдиле».
В башлык или дорожныйкапюшон, как его называли западноевропейские путешественники, карачаевцы и балкарцы одевали своих детей, взрослых мужчин и стариков. Этот вид головного убора носили пастухи, чабаны, табунщики в будни, на работе, при езде верхом, на
скачках. Его также использовали как сумку для продуктов, в нем переносили
только что окотившихся немощных ягнят. Завязав лопасти через плечо, башлык
использовали во время сева. Как видно, башлык был не только головным убором
мужчин, но и имел применение в быту.
Все это будничное, обычное применение башлыка. Но он был и украшением мужского костюма в торжественных случаях. Богато украшенный башлык надевал юноша, когда ехал за невестой. Башлык был одним из обычных подарков невесты родственникам мужа, в
таком случае его старались красиво украсить, галунами, шелковой или шерстяной
тесьмой, кистями, золотым шитьем и т.п.
Таким образом, в головных уборах помимо практичности большую роль играет и социальная характеристика,
момент престижности. Поэтому на их изготовление и приобретение порой не
жалели времени и средств. Мужские
головные уборы 18-19 вв. в дальнейшем исчезли из обихода, либо упростились.
Позднее для них стала характерна большая изменчивость, сосуществование разных
типов и форм. Это было связано с функциональным назначением того или иного
убора: парадный, повседневный, шапка пастуха, шляпа косаря и т.п. Наиболее
устойчивым элементом оставался материал: мех, ткань, войлок, формы же менялись,
отражая не только различные заимствования, влияние моды, но и индивидуальные
вкусы.
«Функциональное назначение некоторых мужских головных уборов
карачаевцев и балкарцев» А.К. Аппоев.
«Одежду карачаевцы и балкарцы шили из домотканых сукон, обработанной кожи, сафьяна, мехов и пр. С развитием торговли
и обмена либо вся одежда, либо ее отдельные элементы изготавливались из
фабрично-заводских тканей. Археологические находки говорят о том, что сюда
доставлялись шелка из Китая, Индии, Персии и из европейских стран. Наиболее
полное представление археология дает о женской одежде,
которая состояла из меховых и войлочных
шапочек с металлическими навершиями, украшенными драгоценными камнями, из
шелковых рубашек;
плотных платьев из домотканых и фабричных
тканей, сафьяновых сапожек, различных накидок и пр.
Женский туалет состоял из множества украшений:
перстней, колец, серег, туалетных сумочек и т. п.
Один из наиболее полных наборов балкарской
женской одежды XIV в. можно увидеть в Краеведческом музее г. Нальчика.
Мужская одежда состояла из кафтанов, меховых
шуб, ноговиц, горских чабуров и чарыков из обработанной кожи.
Обращает на себя внимание ген-чарыкъ, которое
происходит от древнетюркского слова ген - обработанная кожа, а чарыкь - это
общетюркский термин: обувь, тапки и т. п.
(Отсюда и КЕНЧЕК, ГЕНЧЕК- ШТАНЫ, БРЮКИ. Прим.
мое Х.Т.)
Основным украшением мужского костюма были
кинжал, пояс и хазыры, вошедшие в литературу как газыри. Столь же широко
распространен на Кавказе самобытный мужской головной убор - башлык, т. е.
наголовник, характерный для карачаево-балкарцев еще со времен скифов. Вообще,
многие элементы женского и мужского костюма карачаевцев и балкарцев носят на
себе явные преемственные черты одежды их предков - скифов, болгар, алан.
Завершая краткую характеристику
карачаево-балкарской народной одежды, необходимо сказать, что она оказала
существенное влияние на одежду соседних народов. Дело в том, что любое название
перенимается народом вместе с самим предметом, например, галифе, фуражка,
костюм, билет и т. д. Следовательно, бытующий у всех народов Кавказа термин
башлык не мог получить такое распространение без самого предмета. Если бы этот
элемент одежды был изобретен другим народом, то вряд ли у него не нашлось слова
голова, чтобы назвать на своем языке наголовник. То же самое относится и к
термину аркалыкь - наспинник, к термину газыри (хазыр) - готовый. Дело в том,
что этнографы давно отмечают, что первоначально газыри представляли собой
готовые заряды для ружей.» Исмаил Мусаевич Мизиев , История Балкарии.
ГЛОССАРИЙ- Текеева, Земира
Хыйсаевна, диссертация по теме "Отечественная история"
А агъач айры - рогатина, развилина ажиген (балк.) - шкура ягненка
трех-четырех месяцев айыл - 1. пряжка
2.
подпруга орта айыл - верхняя подпруга, поверх подушки седла арт айыл - задняя
подпруга арыш айыл (тартхы) - чересседельник зенги айыл - ремень стремени,
путилище алтын суу- позолота анъырчакъ - ленчик, арчак арауан - каладжюкню
арауаны - лопатка для чистки лемеха плуга арауун - арауан (балк.) - 1. железный
лист для выпечки лепешек
2.
полукруглый плоский совок для переноса огня арба - телега, воз арт агъач -
приклад артмакъ - переметная сумка, аршын сюрме – фуганок, арыш - дышло,
оглобля ат джер - седло аталгъы - топорик с поперечным лезвием, долото ауузлукъ
- удила ашлау- поднос в форме корытца, на котором подавали мясо аякъ - чаша, тарелка,
миска агъач аякъ - деревянная чаша
Б
баджош - кожа с краев шкуры, где она менее прочная балас - волокуша для
перевозки сена балата - закваска для дубления кожи басха бахса (балк.) - грабли
балта - топор башлыкъ - башлык бау-завязка бакисай (бекшай) джыккыр - кадушка
белибау- пояс, ремень билеулу белибау - пояс с бляхами бео/и/с- колыбель,
люлька бёрк - шапка бёрк агъач - болванка для головного убора бёрю агъач -
дерево, из которого делают ткацкие челноки бёчке - бочка билезик – ровница,
битир аякъ - чашка для подаяния бедным по
случаю окончания уразы,
боза аякъ - чаша с бузой,
заздравная
бокка - в старину островерхая девичья шапка,
болджар салдым (балк. - челеу) - трава для
чабыров боюнсха - ярмо боюнсха тогъай - кольцо ярма, которым оно соединяется с
дышлом боюнчакъ - бусы бояу - краска бурундук - часть уздечки, надеваемая на
нос лошади буунлукъ - браслет бычакъ – нож
Г гадура - цедилка для процеживания молока
гебенек - войлочная накидка с капюшоном и пуговицами (пастушеская одеж-гёген -
кувшин с длинным горлышком ген - сапетка, плетеная высокая «корзина» для
хранения кукурузы в початках гоппан - вид деревянной заздравной чаши гулос -
держак, рукоятка сохи гыбыт - бурдюк гылдуай - держак на ручке косы гюрбе -
закром, ларь гюх – ступа
Д диккич - полоски из шкуры горного козла для
шитья обуви
Дж
джагъа - воротник джазгъыч - скалка джамчы-бурка джастыкъ - подушка джаулукъ -
платок джауурлукъ - чепрак, подседельник джая - лучок (шерстобитный) джеген -
циновка джез - медь джелим - клей джиб - ремень джуургъан - одеяло джюген -
узда, уздечка джюзюк - кольцо, перстень джыккыр - кадушка джау джыккыр -
маслобойка джыргъыч - нож для разрезания кожи джырмы – торока
Е зенги - стремя зенги къаиш - ремень стремени
ёшюнлюк - нагрудник
И
ири агъач - скребок для снятия мездры при обработке
К
кеб - бёрк кеб - форма для войлочной шляпы кегей - спица колеса кели - ступка
керки - топорик с поперечным лезвием кесгич - зубила, резец сёпчек-- подушка
седла, ступица в колесе кёрюк - меха кузнечные кёчер агъач - ось телеги киииз -
войлок киииз бёрк - войлочная шляпа кюбюр - сундук кюйюз - ковер кюмющ -
серебро кюрек - лопата кямар - женский серебряный пояс
Къ
къазан - котел къаиш - ремень шорный къаладжюк - соха къланъ - лопаточка къама
- кинжал къапчыкъ - мешок из шкуры овцы или козы къарыш - локоть (мера длины)
къашыкъ - ложка къауал - ружье, дробовик без нарезки в стволе къобуз - гармонь
къыл къобуз - двуструнный инструмент типа балалайки гь /бь /т /(ь обуз - во л ы
н ка къакъгъан къобуз - ударный инструмент (типа ксилофона) къоюн агъач - валик
ткацкого станка, на который наматывается сотканная материя къубас - дубленая
кожа къумгъан - металлический кувшин с узким горлышком и ручкой къуушхан -
подхвостник кьыбды - ножницы къылыч - сабля, шашка къын - ножны къыппа - клубок
къысхач - клешни, шЛипцы
Л
луккур - корпус сохи маммат (изеу - балк.) - соседская и родственная
взаимопомощь месси - сафьяновые мягкие сапожки миз - шило муджукьа - вид
старинного ружья мылтыкъ - вид старинного ружья Н накъыш оюула - узор,
орнамент, чеканка нал - подкова налтек (балк.) - украшение, сплетенное из
золотых или серебряных нитей намазлыкъ - молитвенный коврик иохта - недоуздок
О
оима/с-наперсток окъа - золотые или серебряные нитки, мишура, галун окъ-пуля
оракъ - серп орундукъ - кровать оюу - узор, орнамент, рисунок
С саба - палочка для взбивания шерсти сабан
агъач - плуг, соха салта - кувалда сахтиян - сафьян сенек - вилы суу агъач -
коромысло схарла - сукно сыбабха - деревянная форма для вырезания из кожи
ремней, шнуров, длинных узких тесемок для обшивания обуви сыбызгъы - свирель,
дудка сынджыр - цепь сыргъа(ла) - серьга, серьги сюзгюч - шумовка сюрме –
рубанок
Т табакъ - тарелка, миска, блюдо табалдарыкъ -
кожаный ремешок, тесьма талкъы - кожемялка тамгъа - клеймо, тавро тапчан -
топчан, диван таракъ - гребень, чесалка челкен таракъ - бердо ткацкого станка
тартма - тесьма, очкур тасма - специальный ремешок для шитья обуви тегене -
корыто тепси - круглый треногий столик терек - дерево эмен - дуб нарат - сосна
бжохар - клен остролистый, кюрюч – ясень, къайын – береза, юрге - клен
эчкиагъач - вяз тери - кожа, шкура тебеде ойнар - мерлушка, ягненок 2-3 месяцев
тёш - наковальня тёше/с-матрац тилимди - узкий ремешок из сыромятной кожи для
шитья обуви, сбруи тиш - шамлур тогъай - кольцо тон - шуба тохун - обод тулукъ
- мешок из шкуры теленка тыбыл - слой шерсти, положенный для валяния кошмы или
завернутый в циновку тыбыт басаргъа - валять шерсть
У
урчук - веретено ууадых - скрутка уюкъ - валенок
X
хамыт - хомут хомпур - кобура хурджун - кисет хуюн - сухожильные нитки хызен -
торба, мешочек
Ч
чабыр - вид кожаной обуви чага - мотыга - тяпка чалкъы - коса ча;7ь/у-плетение
шайтан чаль/у - канва окъа чаль/у-галун чалыу бычакъ - специальный тупой «нож»
для уплотнения ниток при плетении тесьмы. чана - сани чара табакъ - большая
чаша чарх - колесо чарыкъ - чувяк челек - ведро чепкен - домотканое сукно
чепкен агъач - ткацкий станок чепкен таракъ - гребень ткацкого станка, четен - плетенка чёгюч - молоток чёмюч -
литровая деревянная чашка, чий – циновка, чолпу- половник, ковш, черпак чомача
- шкворень, штырь чоюн - чугунок чындай - чулок, носок чь/нбь/- ремень (очень
прочный) чырахтан - подсвечник, светец чюй - гвоздь чюйке - шпулька для
ткацкого станка
Ш
шиндик - табуретка, стул шкок-винтовка шкок агъач - ложе ружья
Ы ыргъакъ - крюк ышым - ноговицы
ышым бау - подвязка ноговицы
Э
эгеуг напильник элек - сито, решето элтир - смушка, мерлушка
Ю юнъюч - шабер для производства ложек,
половников и т.д. ютюргю - стамеска ючаякъ - тренога, треножник
Подготовил Хадис Тетуев
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8