У каждой школы есть сердце. И у нашей Курумканской средней школы №1 оно навсегда осталось в образе этого человека — мудрого, спокойного, с проницательным взглядом. В 2025 году наша школа официально получит его имя, и это станет актом самой высокой справедливости.
Имя Будаева Ревомира Раднаевича для нас, выпускников 1998 года, – не строчка в биографии школы. Это — ощущение. Ощущение твердой руки у штурвала в бурю, мудрого совета в трудную минуту и отеческой гордости в наши победы. Он ушел, но его наследие – это мы. И мы это помним.
Сегодня мы, XII выпуск, хотим рассказать о нашем Директоре. Не о строгом администраторе, а о Человеке, чьи уроки простирались далеко за рамки учебников и чье имя на фасаде школы станет вечным напоминанием о том, каким должен быть настоящий Учитель.
Для нас, его выпускников, Ревомир Раднаевич всегда был человеком-легендой, мудрым и непререкаемым авторитетом. Но за этим образом всегда стояла большая, насыщенная жизнь, которую он прожил с удивительной силой и целеустремленностью.
Его путь к нам, в Курумкан, был долгим и осмысленным. Мы знали, что его альма-матер — физико-математический факультет Бурятского пединститута. Из открытых источников мы знаем, что свою профессиональную стезю он начинал в поселке Майский, куда отправился молодым учителем физики вместе со своей супругой Бальжимой Донитовной. Целых 12 лет своей жизни они отдали той школе, и семь из них он был уже директором. Именно там он отточил свой уникальный управленческий почерк – строгий, но абсолютно справедливый.
И когда в 38 лет он возглавил районо, для всех стало очевидно – этот человек рожден, чтобы вести за собой. А судьбоносным для нашей школы стал 1987 год. А в 1988 году наш выпуск пошел в 1-й класс в только что построенную школу №1 в Курумкане. И Ревомир Раднаевич в 42 года принял под свое крыло новую школу и нас маленьких первоклашек. И на многие годы он стал ее сердцем, ее стержнем и ее главным вдохновителем.
Для нас он был не просто «директором», а Ревомиром Раднаевичем — «Отличником просвещения РСФСР», «Отличником просвещения СССР», «Заслуженным учителем Бурятии» и, конечно, «Заслуженным учителем России». Эти звания не просто строчки в его трудовой книжке, а законное признание его титанического труда, в который он вложил свою душу. Нашей школой руководил Учитель с большой буквы, и мы, его ученики, чувствовали это каждый день.
Если попытаться описать его руководство одной фразой, то все выпускники, не сговариваясь, скажут: «Его боялись и уважали». Эта боязнь была не от страха, а от колоссального уважения к его внутренней силе и безупречной справедливости. Он был не просто «директором в кабинете». Он был Хозяином. Человеком, для которого школа была его домом, его крепостью и его величайшей ответственностью. Он вносил свой вклад в образование детей и закреплял интерес к своему предмету. Мы с интересом участвовали в опытах, проводимых на занятиях, какие-то вещи были не понятны, например, законы термодинамики или квантовые постулаты не сразу укладывались в голове, но зато другие вызывали улыбку. Мы смеялись, когда он предлагал кому-нибудь из смельчаков «наэлектризовать» собственные волосы эбонитовой палочкой! После нескольких проведений по волосам той же палочкой, они начинали буквально вставать дыбом, как у героя мультфильма. В этот момент абстрактные понятия «отрицательные и положительные заряды» становились осязаемым и веселым феноменом.
Ревомир Раднаевич был педагогом старой закалки, сочетавшим отеческую заботу и строгую дисциплину. Он мог успокоить расстроенного ученика простыми словами: «Соберись, ошибку можно исправить», — и его твердый, спокойный голос действительно помогал. Однако если слова не действовали, он применял более суровые методы, обычные для того времени — мог оттаскать провинившегося за ухо, сопровождая это строгим выговором. Для нас, тогдашних школьников, это было понятной и справедливой реакцией на серьезный проступок. Сегодня такие методы неприемлемы, но в те годы они воспринимались как естественная часть воспитания. Для нас он остался цельной личностью — строгим, но справедливым директором, чей авторитет не вызывал сомнений.
Вот воспоминание одного из выпускников: «В 5-м классе я на полном ходу врезался в Ревомира Раднаевича, вылетев из-за поворота. От удара его связка ключей с грохотом улетела на десять метров. Он не сказал ни слова — только смотрел на меня строгим, испытующим взглядом. Под этим молчаливым давлением я сам подобрал ключи, вернул их и так же молча, ушел. Тогда я испугался. Теперь же понимаю: его молчание было мудрым педагогическим приемом. Он заставил меня самого прочувствовать свою оплошность, без крика и нотаций. Этот урок ответственности и самоанализа, преподанный с холодной сдержанностью, оказался сильнее любого наказания».
Ревомир Раднаевич был для нас больше чем директор — настоящий Хозяин, при котором школа жила и развивалась. Под его руководством в хорошем состоянии поддерживались все помещения, а каждый уголок содержался в идеальном порядке. После занятий мы всегда спешили на спортивные секции в нашем большом и уютном спортзале. Летом школа не пустовала — мы все проходили практику на пришкольном участке. Прополка и поливка грядок учила нас ответственности и уважению к труду. Но главной мужской обителью был школьный гараж. Здесь мы постигали автодело, а его синий «Москвич» стал легендой. Именно на этой машине мы впервые трогались с места и сдавали экзамен на водительские права. Он не просто руководил школой — он готовил нас к жизни, доверяя технику и веря в нас. Его «Москвич» и ухоженные школьные грядки навсегда остались в нашей памяти как символы его мудрого хозяйского подхода.
Ревомир Раднаевич был настоящим Педагогом с большой буквы, чьё главное богатство — это люди, которых он вырастил и вдохновил. Его дар наставника простирался далеко за пределы школьных классов; он бережно растил и взращивал молодых специалистов, создавая уникальную педагогическую школу внутри стен родной школы. Для многих молодых педагогов он стал мудрым проводником, который не командовал, а направлял; не указывал, а советовал. Он создавал в коллективе особую атмосферу профессиональной семьи, где старшие охотно делились опытом, а младшие не боялись задавать вопросы и расти. Об этом нам известно от наших же одноклассников, которые после окончания вузов вернулись в родную школу и работают преподавателями. И сегодня его наследие живо. Те самые учителя, которых он когда-то привел за руку в класс, теперь учат наших детей. Они несут в себе его главные заветы: справедливость, любовь к предмету, уважение к каждому ребенку и бесконечную преданность профессии.
Он не просто оставил после себя славу хорошего хозяйственника — он вырастил достойную смену, продолжив себя в каждом своем ученике и последователе. И пока в стенах КСШ №1 звучат голоса учителей, прошедших его школу, дух Ревомира Раднаевича продолжает жить и учить, передавая эстафету знаний и человечности следующим поколениям.
Имя Будаева Ревомира Раднаевича, которое теперь навечно будет носить наша школа, – это не просто памятная табличка на фасаде. Это — нравственный ориентир, высокая планка чести, ответственности и служения, которую он задал для каждого, кто переступает порог этого дома знаний.
Для учителей его имя — это вечное напоминание о том, что педагог – это не просто профессия, а призвание. Это эталон мудрого наставничества, справедливой строгости и отцовской заботы о каждом ребенке. Это призыв никогда не останавливаться в своем развитии и гореть самим, чтобы зажигать других.
Для учеников – это живой пример силы характера, порядочности и преданности своему делу. Это знамя, под которым они учатся не только физике и литературе, но и главному предмету – умению быть Человеком.
А для нас, выпускников, которые помнят его живым, – он навсегда остался тем самым Директором. Человеком, чей взгляд мы встречали, бегая по коридорам, чей голос звучал на линейках, чья твердая рука и мудрое слово направляли нас во взрослую жизнь. Он не портрет в школьном музее – он продолжает жить в нашей памяти как реальный, любимый и уважаемый наставник.
Его имя – это память о том, что школа — это не казенное учреждение, а большая и крепкая семья. А он был тем самым главой семьи, чей авторитет был непререкаем, потому что держится не на страхе, а на безграничном уважении и доверии. Он создал ту особую, неповторимую атмосферу, где каждый чувствовал, что он важен, что его любят и в него верят.
Отныне, глядя на фасад родной школы, каждый из нас будет спрашивать себя: «Достойны ли мы памяти нашего Директора?». И это станет самым главным, самым честным и самым живым экзаменом для всех нас — и для тех, кто учит, и для тех, кто учился или учится. Мы всегда его будем помнить, как самого лучшего Директора.
С великой благодарностью
и большим уважением
выпускники 1998 года (81-е)
Курумканской средней школы №1 им.Р.Р.Будаева


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3